С точки зрения пассажира (Екатерина):

advertisement
С точки зрения пассажира (Екатерина): у пассажиров есть преимущество – они могут смотреть во
все стороны, не следя за дорогой =) Запаситесь картами памяти для фотоаппаратов, зарядите
аккумуляторы – вам все это пригодится в Норвегии!
Как можно относительно экономично путешествовать по Норвегии: спать в палатке (если в
кемпинге, то это 150-250 норвежских крон, NOK), домики конечно комфортней, но стоят уже 400600 NOK. Можно спать и вне кемпинга (это бесплатно), но надо убедиться в том, что вы не на
частной территории… Еду мы покупаем в обычных супермаркетах (REMA1000 или COOP), цены
конечно выше, чем у нас, но всегда можно выбрать товары подешевле. Еще в каждом
супермаркете, как правило, есть «журнал», где указаны текущие промо-акции – можно еще
больше сэкономить. Отдельно хотим обратить ваше внимание на одноразовые мини-грили
(ENGANGSGRILL) – очень популярны в Скандинавии, они стоят 15-20 NOK, и очень удобны для
приготовления сосисок-гриль (30-50 NOK) – очень вкусно!
Кроме этого, мы всегда возим с собой небольшую газовую плитку и минимальный набор посуды –
можно приготовить полноценный ужин в «диких» местах. Например, однажды мы забрались в
потрясающее место – Dalsnibba – это смотровая площадка в горах (1500м над уровнем моря,
недалеко от Гейрангера), мы там заночевали (в машине), а утром устроились поудобней
практически на краю высоченной горы и варили настоящий кофе в турке, ловя завистливые
взгляды туристов «из автобусов», которых привезли в это место минут на 15-20… что можно успеть
почувствовать за это время… Это был, пожалуй, самый вкусный кофе! =)
Еще, конечно, нужно не забыть термос… а лучше два: для чая и для кофе. Термос нас выручил на
Нордкапе: мы отдали практически последние деньги за въезд в это место паломничества
туристов, из еды были только печеньки «Мария». =) Я спросил в кафе – сколько стоит набрать
кипяток в термос (иногда это за деньги), мне сказали – бесплатно… ну бесплатно, так бесплатно –
и я набирал его раз 6 или 7, невзирая на удивленные глаза бармена, который, конечно, такой
наглости не ожидал =)) просто термос тогда был маленький, и мы завтракали, обедали и ужинали
чаем с «Марией» (кстати, недорогие печеньки, могут заменить семечки в дороге, ведь норвежцы
лишены радости погрызть семечки…=).
Т.е. вопрос питания в режиме «эконом» решается с помощью газовой плитки, необходимого
набора посуды, термосов, покупки еды в супермаркетах (в среднем в день 200-400 NOK). Кстати,
важно помнить, что в субботу магазины закрываютcя раньше (в 18 часов), чем в будни (обычно в
22-23 часа), а в воскресенье – вообще не работают! Обычно в путешествии за временем не
следишь и тем более за днями недели. Однажды мы в воскресенье тщетно пытались купить еду,
которая у нас совсем закончилась накануне. Ничего не получилось – все было закрыто! Нас
спасли только туристы из Германии, которые подарили нам свежевыловленную рыбу – это была,
пожалуй, самая вкусная рыба!
Фото: Михаил Славин
Есть одна особенность в Норвегии, которая нам, признаюсь, не очень «нравится», но с ней
остается только смириться и принять … нужно платить буквально за каждый шаг, даже когда ты
уже заплатил: например, почти во всех кемпингах душ платный (10 NOK 4-5 минут), кое-где
платный интернет и пользование электроприборами на кухне, стиральная машина… бесплатная,
НЕТ - тоже платная. Поймите нас правильно, мы вовсе не думаем получать эти услуги бесплатно,
просто в Европе, как правило, платишь один раз за проживание и всем остальным пользуешься
без ограничений (причем цена за проживание в отеле бывает даже ниже, чем в кемпинге в
Норвегии).
К этому всему добавляется жутко дорогой бензин/дизель (дизель – 13-14 NOK/л, в рубли не будем
переводить, чтобы не расстраиваться, бензин немного дороже дизеля), платные переправы (берут
за машину и за пассажиров отдельно, обычно 100-200 NOK), платные дороги (цены разные,
например, проезд по «Атлантической» дороге стоит около 100 NOK), платные въезды на
туристические объекты (например, въезд на Нордкап стоит 5-7 тыс. руб.) Въезды и выезды в
крупных городах – платные (Берген, Осло и другие). Правда, там система автоматического
сканирования номера машины и пока непонятно, как нам (русским) за них платить… Парковки
разумеется платные (в городах и туристических объектах).
Все это, признаться, ощутимо для кошелька «обычного» россиянина и немного не дает
«расслабиться» - нельзя просто постоять под душем после долгой дороги, нужно помнить о
времени, поставил машину на парковку – все время поглядываешь на часы… и т.д. и .т.п. НО! Но
это все стоит полученных впечатлений!
Куда мы рекомендуем поехать в Норвегии. Идеальный вариант – это ехать не спеша (по 300-350
км в день) с севера на юг - через Альту, Нарвик, Тронхейм, к Бергену и можно еще южнее
спускаться – там точно есть что посмотреть, потом можно поехать через Осло в Стокгольм, а
оттуда на пароме в Санкт-Петербург или по Швеции на север - домой.
Есть очень красивые места южнее Альты, (например, Kvænangsfjell– это 150 км южнее Альты по
дороге Е6 – мы всегда там останавливаемся, пару раз ночевали). Уже сформировались свои
традиции – каждый раз утром, умывшись в ручье, идем в кафе и кушаем традиционные вафли с
джемом и пьем кофе, последние годы фотографируемся с сыном в этом месте.
Основные достопримечательности начинаются южнее Тронхейма, в окрестностях Бергена – очень
много туристических маршрутов (так называемых turist veg). В этом районе можно неделю (или
больше) разъезжать. Побывали в городе Олесунн – очень красивый город, выделяется
архитектурой от типичных норвежских городов - очень интересно просто гулять по нему. Еще
Берген – тоже очень интересен своей архитектурой, не говоря уже о знаменитой набережной
Брюгге со старыми рыбацкими домами (под охраной ЮНЕСКО). Нам довелось смотреть финал
чемпионата мира по футболу в Бергене, когда Испания стала чемпионом. Потом Катя веселилась
с болельщиками в самом центре Бергена, не имея никакого отношения к ним, к Испании и,
собственно, к футболу =)
Очень много пеших маршрутов, как правило, это маршруты восхождения в горы (hiking). Мы
забирались только на знаменитую скалу «Прекестолен», но был сильный туман, и мы не успели
испугаться… поразило то, что вместе с нами поднималось огромное количество туристов разных
возрастов, была даже женщина на костылях, а подниматься в гору 3 часа человеку на двух ногах
не так-то просто…
Вообще, норвежцы очень близки к природе и стараются не «украшать» ее лишний раз
искусственными сооружениями и прочими постройками (а если и украшают, то всегда чувствуется
рука профессионального дизайнера), так что нужно быть очень осторожными в горах, рядом с
водопадами и т.п.
Фото: Михаил Славин
Нам очень нравятся в норвежских поездках разные мелочи, которые надолго запоминаются и,
цитируя Гришковца - «позволяют что-то почувствовать», например, мы очень любим устраивать
небольшие пикники в уютных местечках прямо на берегу моря, очень близко у воды. Когда
возвращались с Нордкапа, остановились в таком месте, чтобы съесть заблаговременно
приобретенный арбуз. Мимо проезжал автобус с туристами, которые лишены таких радостей, так
мы им еще стали показывать наш арбуз и есть у них на глазах, не особо заботясь об эстетике, ну
вы понимаете… прошло то секунды 2-3, а мы помним их лица, тот арбуз и как это было здорово!
Еще однажды мы приехали в кемпинг раньше, чем обычно, когда еще персонал работал (а
обычно мы приезжаем ночью, когда все спят). Мы взяли лодку напрокат, покатались по заливу
(нам сказали, что можем увидеть кита, если нам повезет, но нам не повезло и мы заглохли
вдалеке от берега, кит так и не приплыл…), потом решили приготовить «романтический» ужин со
свечками, как полагается, на берегу моря. У нас был полный набор: газовая плитка, продукты,
турка для кофе… только мы устроились у воды, как начался сильный ливень. Все туристы сразу
попрятались в свои кемперы, домики, палатки, а мы решили не сдаваться и все-таки приготовить
ужин, хотя всю романтику, как вы понимаете, смыло дождем. Мы готовили ужин на плитке
накрывшись зонтиком, который не мог закрыть сразу и плитку и нас и свечки для романтического
ужина. Пришлось сделать сложный выбор в пользу плитки со сковородкой. Тем не менее ужин
запомнился!
В южной части Норвегии можно купаться в море (я два раза купался, как видите, все еще могу
связно излагать) – вода особенная! Как-то мы проезжали участок с белоснежными песчаными
пляжами. Пейзаж очень напоминал Мальдивы или Бали. Много туристов там останавливалось,
фотографировались. Одна девушка, видимо хотела сделать фото как она купается голышом в
море, но, не дождавшись, когда народ рассосется, разделась и осуществила задуманное,
взбодрив возрастных туристов «из автобуса» (кажется мы к ним неравнодушны=)).
Мы пока, к сожалению, не добрались до самого юга Норвегии – не хватило временных и
финансовых ресурсов, но в следующем году наметили добраться до Кристиансанна!