ПРОЛОГ. Я — горнолыжник, можно сказать со стажем. Люблю

advertisement
ПРОЛОГ.
Я — горнолыжник, можно сказать со стажем.
Люблю лыжи и горы, в этом году со старшей дочкой уже ездили в Австрию. Становлюсь старше
и начинаю чувствовать настоящую отцовскую радость, от того, что 15 летняя дочь глубоко разделяет со
мной это увлечение.. надеюсь, что и младшая пойдет по моей, так сказать лыжне через годик-другой.
…становлюсь старше, с каждым днем рождением и с каждым годом меньше и меньше хочется
кого то видеть, слышать стандартные или немного оригинальные поздравления, да и сам день рождения
приносит с собой много хлопот: надо кого то принимать, встречать, улыбаться, не щадить свою печень
и т.д. Когда был студентом и ходил в походы всегда выпадало, что я свой день рожденья встречал или в
поездах Питер — Мурманск, Москва — Воркута, или на первом дне лыжного маршрута, где ни будь в
При или Заполярье.. вот это были днюхи!!! Вот и решил сделать почти тоже, что делал помоложе. Может в 40 и соберусь подальше на Север, а на год раньше — поеду на лыжи не в сытые Альпы, в родные
каждому советскому туристу Карпаты. В компанию пригласил — жену, но вот не учел, что подруга еще
тех дней моих спортивно туристских хотела бы все таки комфорта, эх вы, девчонки… Короче после обсуждений родился план: едим только вдвоем, так как я хотел на свой ДР, но первые два дня катания катаемся и живем по европейским стандартам в Буковели, а потом : «была — не была — сказала жена —
поеду с тобой куда хочешь». И решил я, что поедем с Буковеля в — Драгобрад.
Драгобрад — из студенческих походов и зимних и летних это место помнилось мне какойто
ужасной добираловкой, зимой неимоверным количеством снега, а если катались на лыжах — крайне
неудобными подъемниками — швабрами, своими первыми шагами, вернее спусками на лыжах, когда
просто утопал в снегу.. Подумал — поеду и посмотрю на все, и даже если так все и осталось, то увижу
тот незабываемый снег. Короче поехали.
Жалко, что зимой не ходит из Минска поезд на Ивано-Франковск, а только до Львова, это значительно усложняет проезд до желаемых мест, во Львове же крайне неудобен факт раннего прибытия и
долгого ожидания поезда на Рахов. А время жалко-жалко, вот и пришлось звонить старым друзьям —
спасателям из Закарпатья, хорошо всетаки иметь друзей, настоящих, который приедет ради твоего приезда за 240 км, чтобы помочь тебе. Это как к поговорке — не имей сто рублей, а имей сто друзей.
И вот мы с Наташкой уже едим в стареньком пассате, играет какая то около фольклорная музыка, говорим с другом, настоящим гуцулом Мыхайлом о студенчестве, о семьях, о детях, вспоминаем
старые хохмы, а я прихлёбываю закарпатский коньяк из фляжки. Красота!
Отдельно хочется сказать о дороге! По моему «нэзалэжный» дух казацкой психологии украинцев
довел это святое понятие до незалежности всех от всего, в том числе и ремонтных служб от состояния
дорог. Во Львове еще впечатлило не только дорожное покрытие, а и совершенно непостижимые разъезды, развороты и указатели — москаль тут точно заблудится , а ему выдут из-за угла и скажут ласково — вылазь, вжэ прыихав 
Но мы на старом пассатике, но с шипованной резиной вырвались из лабиринтов Львова, проехали гололеды Ивано-Франковска и вот они, горы, мои красавицы — показались!
Будь здоров Мыхайло, слава Богу, что я не за рулём, добрый день, Карпаты! А вот уже и огромные рекламные надписи на въезде в Букавель! Достаём рюкзаки и лыжи — идем в гостиницу Гражду.
БУКОВЕЛЬ.
… погода класс! Прошли метров 20 уже пешеходной улицы (в прошлом году еще ездили машины), резкий поворот под горку, вон она — усадьба — музей Гражда, класс, почти пришли и слышу сзади — шлёп! Блин! Ну что за фигня, жена упала на ледяном подъеме в самом начале, да я и сам чуть не
грохнулся под двумя парами лыж и рюкзаком. Оглядев 15 метров подъема к воротам Гражды решил,
что последую примеру впереди идущего, вернее почти ползущего туриста. Тот совершал восхождение
по покрытой льдом и мерзлым снегом обочине, цепляясь за деревянный заборчик. То же сделали и мы,
добрались и в недоумении переглянулись — почему дорожку не почистить? Это минус — однозначно
постановили мы!
Мораль. Лэндлорды Буковеля!!! Да почистите вы дороги наконец к своим гостиницам! Шею
свернуть можно! Ей Богу! Да многие из-за этого на следующий год могу не поехать!
Гостиница Гражда и мысли перед началом катания — очень интересный отель, особенно для
нас с женой, мы любим оригинальный стиль, связанный с фольком и историей (сказывается высшее образование несостоявшегося журналиста). Немного кичевато, но тут есть на что посмотреть и во дворике
и в отеле и в номерах: старые пограничные столбики между Польшей и Чехословакией, какие то сани,
косы, гармошки, оригинальная отделка старым кирпичем и камнем, идиллические рисунки казаков, гуцулов, пышногрудых украинок на стенах и гуцульская музыка. Взяли ключи и вошли в хороший чис-
тенький номер, санузел жене понравился, но вздохнули спокойно, когда проверил наличие воды в бачке, теплый и холодный кран в душе и умывальнике — все работало. Немного позже правда выявилась
не очень хорошая звукоизоляция. Но иногда это забавно или «аудио эротично».
Иду платить. Интересно, что в этой стране на рецепции отеля не интересуются ни твоим паспортом, ни твоей личностью, главное деньги, а может просто от того, что уже была не меня бронь... Пришлось доставать по 750 гривен за ночь за номер. Я это знал, но все равно, ни при дамах будет сказано,
жалко и дорого. Грешным делом подумал на фирму, где бронировал проживание, что со мной работает
какая то транснациональная схема, но забегу вперед — мы походили, посмотрели по соседним гостиницам и крути — не крути, все как сговорились от 40 до 50 долларов на брата за койко место и баста! Да и
мест не смотря на цену практически нигде нет на выходные! Блин, умеют же эти незалежные хоязева
сговориться, если б еще научились так же дружно дорожки чистить, тогда б не было у меня к ним претензий и синяка на попе у жены.
Для себя же отметил порядочность беларуской турфирмы в деньгах и словах — как сказали так и
было, и не пожалел, что заплатил за бронь — так бы мог и убиться в поисках проживания, если б дикарём на авось поехал. Ну да ладно, деньги — заработаем, иду в номер, одеваемся в лыжные шмотки, достаю ботинки — а ёлки маталки, оказывается перепутали ботинки жены и старшей дочки, у жены размер
меньше. Не хотел, но пришлось познакомиться с местным прокатом. Извините, но в Гражде прокат не
очень — все старье перекупленное где то на западе. Но что делать, меряем какие-то ботинки на 4 клипсы, хорошо, что Наташа не сильная катальщица, я б конечно фыркал, а она нет.. По прокату и сушильной комнате я сделал одно наблюдение — тут как раз и требуют паспорт в залог за экипировку, закрывают его с еще кучей паспортов « у шуфлядочку» на хиленький ключик, что да сушки ботинок у парня
есть несколько сушилок, похожих на старые кипятильники — он ими и сушит обувь, НО! Только прокатную, так что свое ботики лучше забирать в номер и сушить по-советски — на батареи, а я на утро
второго дня попался — обул сырые... Преодолевая все эти относительные преграды мы вышли с лыжами к подъемнику, до которого всего лишь каких то метров 100… но опять нас ждал спуск длиной в 15
метров, а мы уже в ботинках… ну что вам сказать, хозяева отелей Буковеля… ничего цензурного не нахожу...
Мы под подъемником, покупаем скипасы и наконец то, в 11.00 мы начинаем кататься! Погода
супер! Но склоны в конце этого января 2012 очень жесткие.. Но лыжи у меня подготовлены еще с Австрии!
Субъективный взгляд на катание в Буковеле.
Склоны укомплектованы отлично, подъемники все по 4 человека, для деток заметил пару новых
«лягушатников», склоны ратрачат, снег пушками старательно набивают. Но в это время, когда мы попали было очень жестко и для слабо-катающихся — небезопасно. Службы курорта — молодцы и креативны, чего стоит новый парк для снобордистов! С этого года постоянно долбят народу по радио о технике
безопасности, большой плюс ставлю обязательному катанию в шлемах. Это действительно в Буковеле
очень важно, т.к. травматизм тут высокий, к сожалению, нужно быть всегда на чеку, смотреть по сторонам, не зевать. Народу много всегда, склоны узкие и короткие, а на черных или «темно» красных часто
попадаются просто самоуверенные, часто подвыпившие лыжники среднего веса около 100 кг, которые
катаются в стиле «торпеды» с двумя антеннами (палками) над спиной и считают себя очень бесстрашными и крутыми хлопцами. Да и Бог бы с ними и их стилем, их здоровьем.. на 2й день на наших глазах
один такой снаряд сбил спокойно ехавшую перед ним девушку. Я не знаю, что нужно еще буковельским ребятам придумать, чтобы уменьшить количество таких случаев. Наверное, пока люди сами не
станут культурными и ответственными (как на дороге) даже самые великолепно подготовленные склоны Букавеля иногда могут приносить серьёзные травмы не только идиотам, но и не в чем не повинным.
А так, чтобы потом подать в суд на виновника, идеально сработала страховка и оказали квалифицированную помощь медики — до этого Украине еще очень далеко, впрочем, этого и у нас хватает, просто,
когда местный — легче «крутиться» 
А в Буковели мы провели отличных три дня катания, остались, в общем то довольны, хотя денег
потратили кучу, цены здесь на многое близки к австрийским, точно выше словацких, но спрос есть
спрос, а он действительно высокий. В Буковеле вечером есть чем заняться, мы же хорошо катались и
вставали, чтобы успеть начать кататься пораньше, пока не проснутся «торпеды», поэтому на дискотеки
не ходили, а посетили парочку просто великолепных национальных ресторанов! Вот это действительно
класс! Что значит — народ уважает и ценит свое традиции — кухню, песню, язык и вообще стиль. Особенно запомнились рестораны Курень и Фольварок, но наверняка там есть еще классные места, куда мы
решили сходить в следующий приезд. В Буковеле много, очень много сувениров. Самые оригиналь-
ные — это лисьи хвостики, которые здесь народ вешает кто на шлём, кто на куртку. Я тоже себе купил
большой такой хвост и прицепил его там, где и должен быть хвост, позади, к поясу штанов — и сам насмеялся и людей посмешил. А еще там очень классные деревянные разделочные дощечки, которые мы
так же купили в свой дом. А из полезных вещей там есть давно мне знакомые туристические седушкиподпопники, с очень смешными и оригинальными надписями, мне запомнилась одна «Не следуй за
мной, я заблудился». Подъемники в Буковеле не имеют прозрачных крыш-колб, таких как в Альпах или
кое-где в Татрах, поэтому во время снегопада лучше садиться на такой мокрый или холодный диван через свой «подпопник».
ДРАГОБРАД.
Утро нашего четвертого дня в горах. Завтракаем в Гражде (нам завтрак нравится — можно хорошо и вкусно поесть, что я люблю), быстренько собираемся — нас внизу ждет пассат на шипованной
резине и мой друг Мыхайло, спасатель из района Лазещина, под горой Гаверлой. Миша нас должен забросить в Ясиня и передать в руки своего коллеги — Степана Степановича, начальника спасательной
службы Драгобрада, а по «случайному»  совпадению — хозяину очередного нашего пристанища, пансиона «У Стэпана» в Драгобраде. Едем! И о чудо!!! Из Буковеля до магистральной трасы, которая ведет
в Ясиня построили короткую ДОРОГУ! Настоящую дорогу с разметкой, с отбойниками, рекламами,
чистую ото льда и снега! Но.. боюсь ошибиться — километров 10! Зато как было красиво на этих километрах, какие панорамы на утренние Петрос и Гаверлу! Оказывается — могут же делать дороги! Снова
просыпается оптимистическая вера в такую милую мне Украину! С отличным настроением приезжаем в
Ясиня, перебрасываем в стиле десантников вещи в козлик Степана Степановича, впереди пассажиром
Степанович, а за рулем его 23 летний сын, и как представил нам его Степан Степанович — имя сын получил от отца в честь деда. Ой, братья гуцулы мне нравятся! И вот мы едем на ревущем козле, держась
за ручки в салоне и друг за друга, под гору по абсолютно снежной горной узкой дороге, среди густых
ёлок, рядом с незамерзшими ручьями. Жалко, что впечатление от пейзажей портил легкий запах бензина, встречные машины такого же вип класса  и чувство внутреннего беспокойства, которое переходило у жены иногда в наружное. Но уверенный смех обоих Степанов Степановичей меня успокаивал. И
действительно — добрались мы в Драгобрад благополучно и оригинально, как впрочем, сюда все добираются, а это очень даже интересно.
Тут все в снегу! По дороге уже узнал от Степановича, что сегодняшние 2 метра снега это еще
мало — к марту навалит больше. Но снегу и так столько много! И он чистый, белый, даже на дороге —
его тут не чистят — бесполезно! Тут интересная экспозиция склонов, которая позволяет снегу держаться очень часто аж до начала мая. Уже на проталинах крокусу цветут, а лыжники еще катаются. Самая
высокая горка, на который вытягивает подъемник — гора Стог, 1700 метров. Это действительно самый
высокий курорт в Карпатах. Но некогда глазеть — Степанович нас ведет расселяться — ёлки палки — у
Степаныча номера не хуже Гражды, может санузлы попроще решены, зато ценник в два раза меньше!
Да еще и с завтраком, и с ужином! Но у нас кроме этого есть еще бонусы!! Я друг друга Степановича, а
это для гуцула больше чем деньги! И вот уже в колыбе «У Стэпана» (наш благодетель опять же случайно оказывается и владельцем колыбы, наверное так же названной в честь деда) нас радушно, в рубашках — вышиванках встречают с улыбками девчата — официантки, подают нам грибну юшку, наливают
закарпатского коньячку — ну как тут отказаться. Второй завтрак в этот день удался! Но ели и ерзали —
на улице погода, хотелось быстрее на склон. Наконец то, с большими благодарностями, потихоньку
уходим из колыбы. Бежим в прокат в 20 метрах от нас и выбираем ничем не лучше и ничем не хуже, т.е.
такие же ботинки, но в 2 раза дешевле — еще один позитив! С таким настроением за лыжи и на склон.
Блин! Тут я понял, что не советский турист. Привык покупать скипас на ареал, засунуть его в рукав куртки и кататься подставляя его к фотоэлементу на турникетах, а тут — фигу вам! У каждого
подъемника есть свой хозяин, около каждого подъемника есть своя касса, где то выдают что то вроде
талончиков, где то какие то карточки, которые нужно совать в замершие датчики, они тупят, ты идешь в
кассу и говоришь — что за дела!? Я купил 5 подъемов, а поднялся один раз, а ваш пропуск не работает!
(было со мной так один раз). А еще бугеля, хотя и не такие швабры, какие были раньше, но в принципе
они не очень удобны разбалованным Европой туристам, особенно когда твоя спутница на 15 см ниже
тебя, соответственно и ее попа, то у тебя бугель где то в районе бицепса ноги. Ей ехать нормально, болтает, а ты напряженно помалкиваешь и поглядываешь — где же там конец этой горки. Правда персонал
на подъемниках довольно культурный, хотя и простые с виду и одежды, никто не хамит, старается оправдаться и извинится в случае накладки — все же чувствуется, что это уже дорога к лучшему. Кстати,
я поначалу испугался, что будет длинные очереди, но все же в это же время в Буковели очереди были
дольше, конечно же из-за народа. И знаете друзья, эта объективная правда о подъемниках была самой
последней критикой Драгобрада в дни нашей жизни там. Все остальное оказалось просто фантастикой!
В том числе и дневная стоимость абонемента, то же на много дешевле чем я платил ранее. Я катался
скоростными, большими дугами, народу на таком склоне никогда не было много, Мы откатались еще
три дня и нам так понравилось!!!! Тот, кто катается — меня поймет! Снег натуральный, склоны широкие — хочешь по ратраченым катайся, хочешь в пухляк прыгни, хочешь между елок маневрируй. Цирки
тут классные, панорамы в хорошую погоду шикарные. Нам повезло, говорят, что в ветреную погоду или
плохую видимость канатки могут закрываться, остаются бугеля. Хотя такое случается везде. Но вообще
говорили, что в марте больше шансов на хорошую погоду, но мы были в конце января и тоже класс!
А еще классно, что здесь встречаются на склоне такие заведения как ски кафе Ля Рошель — это
тоже, что и в Тироле.. И посуда и приборы нормальные — из глины и металла, а не пластик. И глинтвейн после 4га часа катания сварен специалистом — так классно пьется! И вечером мы даже сходили на
танцы! Это оказался очень модный клуб с классной музыкой, только забыл, как он там называется.
Да нам повезло! С погодой! С людьми! Со снегом! С отдыхом! На фоне всего может и не стоило
говорить и критиковать нюансы горнолыжного отдыха в Украине, но поверьте это только из самых
лучших побуждений, чтобы все же там стало лучше и не хуже чем в Альпах или Татрах. Хотя понятно,
что другими эти горы не станут и мне тут интересно кататься в районе максимум до трех дней, но для
Беларуси — вот так вот махануть на выходные в горы — это классно!
ЭПИЛОГ
Расскажу еще по секрету — нашел я там одну внешне ничем не привлекательную колыбу, где
хозяин — пьяница, мне так позже говорили недоброжелатели, а может конкуренты. Я не знал, заскочил
случайно — просто глянуть — что тут такое и сразу, почувствовал себя как в страшной сказке — казалось, что вот-вот вслед должны зайти разбойники. За стойкой появился хозяин в вышитой, но изрядно
замусоленной рубашке, сам черный от сажи как черт, он огонь раскладывал в центре помещения на каменном мангале.
Как позже рассмотрел, ниже рубашки, он был в блестяще синих спортивных штанах с тремя
лампасами по бокам. Хозяин сверкнул своими золотыми зубами в полумраке и зловеще сказал мне «Шо
пан будэ пыты?» Сразу понял, что попросишь чая или кофе — он шутки не поймет, а я был одним гостем в закопченном восьмигранном срубе. Просьба налить покрепче и чего-нибудь своего, озвученная
по-беларуски вызвала еще одно сверкание золота на смуглом лице гуцула — «Пан з Билоруси? Цэ дужэ
дужэ добрэ!» К моему удивлению, гуцул немного с акцентом запел мне «Чаму ж мне ня пець, чаму ж не
гудзець» — с его стороны это был отличный рекламны ход, растрогавший меня — я задержался тут на
часок, пока жена прихорашивалась перед вечерней программой. Что я только не услышал!
Главное, что запомнилось то, что настоящие гуцулы живут в Закарпатьи, па давнему — Карпатьска Русь, что на Восток Карпат живут ненастоящие гуцулы — бойки. Очень интересное мнение со стороны хозяина колыбы прозвучало о том, что пусть Драгобрад будет таким как есть еще долго и дороги
им не надо — у них техника «е», и подъемники пока еще тягают — «нэхай соби помалу тягають» , а то
придут «люды з дурнымы грошамы и нам всим торба будэ, кинэць гуцулам!».
Я лопал в этой колыбе гуцульскую скомэрду (кукурузная каша на молоке, со шкварками и грибами), выпивал чарка в чарку с, как оказалось, очень радушным хозяином местную самогонку, настоянную на золотом корне — целебном карпатском растении, с не безосновательным названием «пиднымайло» и находил, что во многом он прав….