Германские СМИ: история и современность

advertisement
Павлов Н.В., д.и.н., проф.
ГЕРМАНСКИЕ СМИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
При подготовке информации вам нужно
ответить на следующие вопросы:
Кто участник события?
Что конкретно случилось?
Когда событие произошло?
Где это случилось?
Как это произошло?
Почему так получилось?
Откуда журналист получил эту информацию?
Все что мы знаем о нашем обществе и об окружающем мире, почерпнуто
нами из книг и средств массовой информации. Распространение информации
претерпело качественные изменения в последние десятилетия с наступлением
эпохи глобализации. Неотъемлемой частью глобализации стал огромный
прогресс в технике коммуникаций, что резко ускорило распространение не
только продукции, но прежде всего идей. Если раньше главным источником
наших знаний о мире были книги, газеты, радио и телевидение, то появление
Интернета с его чатами, блогами, твиттером, социальными сетями и
электронной почтой открыло новые, поистине безграничные возможности для
получения
и
распространения
информации.
Причем
эти
новые
информационные каналы продолжают функционировать и тогда, когда
классические средства массовой информации строго цензурируются
авторитарными элитами, как это продемонстрировали события в 2010 – 2012
гг., получившие название «арабская весна».
Самым популярным источником информации в Германии продолжает
оставаться телевидение. 86% населения страны сидит ежедневно перед
телеэкраном. Даже молодежь в возрасте от 14 до 29 лет предпочитает TV
(77%), второе место занимает Интернет (73%), третье – радио (68%). Число
немцев, ежедневно читающих газеты, упало до 44%. Среди же молодежи
читателей прессы насчитывается всего 26%. Однако когда речь заходит о
достоверности информации, ее объективности, критичности, то здесь печатные
СМИ заметно лидируют в сравнении с телевидением, радио и Интернетом.
Средства массовой информации сегодня неотъемлемая и очень важная
составная часть любого демократического общества. Они должны заниматься
сбором информации, ее распространением, анализом, а также эффективным
контролем и конструктивной критикой политических институтов и власть
имущих. Опираясь на эту функцию СМИ, население страны, будучи сувереном,
сможет принимать ответственные решения и действовать, руководствуясь
совестью и законом. Сегодня нет проблем с доступом к информации. Проблема
состоит, скорее, в том, чтобы «переварить» информационный поток и
вычленить в нем зерно истины.
2
КАК НЕМЦЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(2010 ГОД)
В процентах
Телевидение
Радио
Персональный компьютер/
Интернет
Газеты
Журналы
Книги
Электронные носители
(CD, MP-3 и т.п.
Видео/DVD
Кино
несколько раз
в неделю
87
78
58
несколько раз
в месяц
7
7
6
примерно раз
в месяц
1
2
1
72
29
41
42
11
26
15
20
2
10
8
8
10
0
25
6
15
15
  
История Германии это одновременно и история средств массовой
информации.
Известно, что периодическая печать берет начало в эпоху Священной
Римской империи. Информационные ведомости, возникшие в Италии, а потом
и в Германии, назывались «Gazetta». В Германии, являвшейся тогда Священной
Римской империей германской нации, они именовались и по-другому: «Novo»,
«Aviso», «Pagell», «Zeddel», но наиболее употребительным оказалось название
«Zeitung» от «цайт» (время) и, скорее всего, трансформированное из слова
«Zidunge», что обозначало «послание, весть, новость». Термин «цайтунг»
связывался с понятием «новое известие политического характера».
История немецкой журналистики констатирует, что вначале появились
рукописные газеты, которые продолжали существовать и после появления
печатных. Их предшественниками были «письма-новости» или «письмагазеты», а также листовки, уже тогда использовавшие графические средства. С
их помощью формировалось общественное мнение относительно разных
событий. Первые «письма-газеты» датируются в Германии 1443 годом.
Первое издание с использованием слова «газета» в заголовке появилось в
1502 году – «Newe Zeytung von orient und affgange». Князья и торговые дома
содержали платных корреспондентов в разных городах – центрах торговли.
Корреспонденты собирали новости и отправляли своему хозяину пакеты с
информацией.
Изобретение Иоганном Гутенбергом печатного пресса в 1440-е гг.,
бесспорно, стало важнейшей вехой в истории СМИ. О жизни Гутенберга
известно немного. Он родился в Майнце между 1397 и 1400 годами в
патрицианской семье Генсфляйшей, но принял фамилию матери — Гутенберг.
С 1434 по 1444 годы жил в Страсбурге, занимаясь шлифовкой
3
полудрагоценных камней (агата, оникса) и изготовлением зеркал.
Предположительно там же он занимался экспериментаторской деятельностью
по книгопечатанию. В 1448 году вернулся в Майнц. Большинство
исследователей XV века считают, что окончательное изобретение
книгопечатания Гутенберг совершил в 1440 году. Это предположение
подтверждается несколькими найденными отпечатками Гутенберга.
Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из
специального типографского металла (гарта) «подвижные» выпуклые буквы,
вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью печатного
пресса оттискивал на бумаге. Однако у него недоставало средств для
эксплуатации своего изобретения. При ограниченных финансовых
возможностях, не имея ни опытных рабочих, ни усовершенствованных
инструментов, Гутенберг, тем не менее, достиг значительных успехов. До 1456
года он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую
грамматику Элия Доната (несколько листов её дошли до наших дней и хранятся
в Национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и,
наконец, две Библии, 36-строчную и 42-строчную. Последняя, известная под
названием Библии Мазарини, напечатана в 1453 – 1455 гг.
Техника Гуттенберга, позволявшая в короткие сроки и в большом
количестве производить печатную продукцию, использовалась первоначально в
интересах церкви, которая доминировала в средние века в культурной жизни.
Однако вскоре она была использована и для распространения информации
(«Newe Zeitungen»). Во времена реформации был налажен выпуск большого
число листовок, которые использовались в целях пропаганды в
межконфессиональной борьбе.
Самые первые напечатанные в Германии вестники датируются
концом XV века и имели весьма ограниченный тираж. Лишь в XVII столетии в
Германии появляются периодические издания, имеющие достаточно широкое
распространение. Как правило, это были еженедельники. Самым первым
изданием считается страсбургская газета «Релацион», вышедшая в 1605 году. В
1609 году в северогерманском городке Вольфенбюттеле стала издаваться газета
«Авизо» («Объявления»). Корреспонденты в различных уголках Европы
поставляли печатникам новости, полученные от конных почтовых служащих,
которые, в свою очередь, стали надрегиональными распространителями
печатных изданий. В течение XVII века число газет постоянно росло. В
Германии, представлявшей собой конгломерат множества мелких государств,
периодических изданий было больше, чем во всех странах Европы вместе
взятых.
В конце 30-х гг. XVII в. издавалось около 30 газет. Всего в Германии в
XVII в. издавалось 135 газет, а к началу XVIII в. их насчитывалось уже около
200. Многие из них выпускались представителями почтовых ведомств, ибо в их
руках скапливалось большое количество информации. Тиражи в XVII в.
колебались от 350 до 400 экз., гамбургские еженедельники «Педант» и
«Франкфуртер журналь» выходили тиражом 1,5 тыс. экз.
4
Первой ежедневной газетой стала «Теглих ной айнлауфенден кригс- унд
вельтхендельн», вышедшая в Лейпциге в 1650 году и имевшая тираж 2000
экземпляров. За ней в 1661 году последовала «Ляйпцигер цайтунг»
(«Лейпцигская газета»). Периодические издания отражали политическую жизнь
Германии, но были уже и развлекательные издания, такие как «Цайтунг дуст
унд нутц» – «Газета для радости и удовольствия» (1695 год).
В 1712 году в Гамбурге была создана и несколько десятилетий издавалась
газета «Гамбургский непартийный корреспондент». В газетах публиковались
объявления и экономическая информация. Кстати, именно в Германии в 1797
году была изобретена литография, предшественница офсетной печати, а в 1884
году американец немецкого происхождения О.Мергенталер построил первую в
мире строкоотливную машину. Некоторые газеты создавались по
императорским указам. Так, в 1763 году в Кёльне появилась «Императорская
почтово-ведомственная газета», переименованная в 1795 году в «Кёльнскую
газету».
Журналы в Германии издаются также с начала XVII в. Отработанная
с течением времени технология производства газет и книг позволяла
осуществлять выпуск журнала в короткие сроки и достаточным тиражом.
Особенно много их было во Франкфурте-на-Майне: «Акта публика» (1621 год),
«Театрум-ойропеиум» (1634 – 1635 гг.), «Диариум-ойропеиум» (1659 – 1681 гг.)
–
предшественники
историко-политических
журналов.
Тогда
же
формировались основы специализированных литературных и научнопопулярных изданий. В Нюрнберге в 1641 – 1649 гг. выходил женский журнал
«Фрауэнциммер гешпрехсшпиле» («Разговорные игры в женской комнате»). В
конце XVII в. появились два научных журнала «Акта эродиторум» (1682 год)
на латинском языке и «Монатсгэшпрехе» – «Ежемесячные беседы» (1688 год)
на немецком языке. Всего с 1713 по 1761 год выходило 178 журналов.
В XVIII в. в Германии формируется такой тип изданий, как литературные
газеты и журналы. В конце XVIII 18 в. появилась популярная «Всеобщая
литературная газета» и художественный журнал «Атенаум», а также «Журнал
люкса и моды».
С рождением прессы появилась и цензура. Кто правил государством и
отвечал за души людей, тот и осуществлял контроль за духовной пищей.
Естественно, что за патронат отвечали князья и церковь. Причем, прежде чем
материалы попадали в типографию, они должны были быть подвергнуты
тщательной предварительной проверке на политкорректность. После
освободительных войн против Наполеона наступили годы относительной
свободы прессы, до тех пор пока в 1819 году не были приняты так называемые
Карлсбадские решения, ознаменовавшие новую волну реакции. Она продлилась
до революции 1848 года. И хотя после поражения революции предварительная
цензура не была возрождена, государство взяло на вооружение новые формы
рестриктивной политики – принудительные залоги, налог на типографскую
бумагу или выстраивание барьеров для сбыта печатной продукции. Лишь после
образования Германской империи Имперский закон о печати, принятый в 1874
году, гарантировал в общенациональном масштабе свободу прессы.
5
После мартовской 1848 года революции в Германии пресса
становится массовой, а газета – единственным средством информации, с
помощью которого можно было быстро и интенсивной делать политику.
Поэтому XIX в. стал эпохой создания политической партийной прессы в
противоположность религиозной публицистике XVI и XVII вв. или расцветшей
в XVIII в. журнальной сословной и общественной публицистике. Кстати,
правители Германии придавали большое значение прессе, поэтому некоторые
активно с ней сотрудничали, например, Бисмарк. XIX столетие создало
ежедневную прессу в современном ее понимании. Этому способствовало
появление в 40-е годы телеграфа, изобретение в 70-е годы радио, внедрение
ротационных и наборных машин, удешевление печати и распространения (как
подписки, так и розничной продажи) за счет появления рекламы. Через 10 лет
после образования Германской империи в стране выходило 2437 газет, еще
через 10 лет – 3005, а в 1914 году – уже 4221. Их средний тираж достигал 6 тыс.
экземпляров.
До конца XIX века пресса была единственным средством массовой
информации. Затем пошла волна появления новых медиа-источников. 1895 год
считается годом рождения кинематографа, когда в Париже и Берлине
состоялись первые публичные кинопросмотры. С появлением стационарных
кинотеатров художественные фильмы стали предварять показом еженедельной
документальной хроники. В 1888 году Генрих Герц открыл электромагнитные
волны, что стало прологом к изобретению радио – первого электронного СМИ.
Первая мировая война нанесла чувствительный удар по немецким
средствам массовой информации. В течение 4 военных лет 500 газет и 400
приложений прекратили свое существование. Накануне и во время Первой
мировой войны жесткий контроль печати объяснялся прежде всего военными
приготовлениями и боевыми действиями. К этому добавилась проблема с
нехваткой бумаги.
В период Веймарской республики пресса развивалась по законам
экономического рынка. Она была зависима не столько от количества
подписчиков, сколько от экономической ситуации в стране, т.е. от количества
рекламы и объявлений. Крупным газетам было легче, чем маленьким. В
появлении радио в Германии определяющую роль сыграла почта ввиду
государственной монополии на средства связи. 23 октября 1923 г. состоялась
первая радиопередача станцией «Функштунде АГ Берлин», учредителем
которой была в том числе имперская почта. Поскольку мощностей
передатчиков не хватало для покрытия всей территории Германии, с участием
частного капитала (из-за недостатка государственных средств) были созданы 9
региональных радиостанций. Число зарегистрированных радиоприемников,
которые требовали разрешения и, соответственно, уплаты налога, возросло с
500 тыс. в 1924 году до 4,2 млн. в 1932 году. В том же году радио перешло
полностью во владение государства.
Особое место в истории Германии, а также ее журналистики занимает
период третьего рейха, господства фашистской идеологии и участия Германии
во Второй мировой войне. Тоталитарный режим Гитлера поставил СМИ
6
Германии на службу нацизму, идеям превосходства немецкой нации,
порабощения и истребления других народов, подготовке к войне.
Идеологическую
обработку
СМИ
и
контроль
за
выполнением
пропагандистской линии национал-социалистический партии Германии вело
специально созданное в стране министерство пропаганды. Все было подчинено
восхвалению немецкой нации, разжиганию ненависти к другим народам,
прежде всего к евреям, внушения немцам их права уничтожать
«неполноценные» нации, призывам к войне. Пропагандистская машина
Геббельса во времена «третьего рейха» показала, что средства массовой
информации можно успешно использовать для массового манипулирования
общественным мнением и подготовки чудовищных преступлений против
человечности.
После прихода Гитлера к власти ареал СМИ в Германии превратился в
«газетное кладбище». Пресса сама констатировала, что уже в первый год
пребывания нацистов у власти в стране возникла полностью «новая» печать,
унифицированная по таким параметрам, как содержательное наполнение,
редакционная политика и экономическое положение. Она отмечала, что
«вчерашняя» пресса, которая еще недавно верила в государство, за одну ночь
преобразилась, превратившись в «сегодняшнюю» прессу, которая мгновенно
должна была поверить в идеи национал-социализма. К началу Второй мировой
войны НСДАП принадлежало 2400 ежедневных газет общим тиражом около 20
млн. экз., 4800 журналов и почти 3000 издательств.
Непартийная пресса планомерно уничтожалась. К маю 1941 года было
закрыто 500 газет, после Сталинградской битвы в 1943 году – еще 950 газет,
после последней чистки (третьей по счету) в 1944 году осталось лишь
несколько наименований прежних буржуазных изданий. Статистика
свидетельствует, что если в 1932 году общее количество газет равнялось 4700,
то в 1944 году их насчитывалось лишь 977.
Разгром фашистской Германии странами антигитлеровской коалиции и
последующие политические преобразования позволили повернуть страну и
вместе с ней СМИ на путь демократического развития. Фашистская идеология
была строжайше запрещена законом, любые ее проявления, в том числе и в
СМИ, карались и по сей день караются законом.
Печальный опыт национал-социалистической диктатуры дал основание
западным оккупационным державам принять после Второй мировой войны
принципиальное решение в пользу сильно децентрализованного медийного
ландшафта и гарантированного законом плюрализма мнений. Ими же были
заданы модели и политические установки: еженедельные газеты были
организованы преимущественно по региональному принципу. Об этом
свидетельствуют и их названия: «Франкфуртер альгемайне», «Зюддойче
цайтунг». Большинство общенациональных газет, которых в Германии
достаточно мало, были созданы после 1949 года, то есть после прекращения
формального оккупационного статуса Западной Германии и создания ФРГ.
Радио и телевидение были смоделированы по образцу Би-Би-Си. И в
сегодняшней ФРГ СМИ входят в основном в компетенцию земель. В советской
7
зоне оккупации и позднее в ГДР средства массовой информации
формировались по советскому образцу.
Оккупационные власти всех зон внесли большой вклад в формирование
будущей системы антифашистских демократических СМИ Германии, заложив
в 1945 – 1949 гг. для этого прочные основы. В одном только Берлине,
испытавшем после капитуляции настоящий информационный голод, выходило
12 ежедневных газет разовым тиражом около 3 млн. экз. В британской зоне
оккупации было основано 44 газеты, в числе которых 38 газет выходили
дважды в неделю, было 2 еженедельника и зональная газета «Вельт». Их общий
разовый тираж составлял 15 млн. экз. на 22 млн. жителей. В советской зоне
оккупации выходило 80 изданий общим тиражом 45 млн. экз. на 19 млн.
жителей, в американской 17 млн. жителей получали печатные издания общим
тиражом 20 млн. экз.
В последующие годы пресса, находясь в условиях различных социальнополитических систем, развивалась, естественно, по-разному. В западных зонах
после отмены лицензий количество газет за короткий период выросло со 150 до
более чем 500 наименований. И, соответственно, появилась жесткая
конкуренция между ними. В советской зоне оккупации поначалу газеты
действовали в условиях относительной свободы. Однако очень быстро они
столкнулись с разного рода ограничениями со стороны военных властей.
Постепенно на страницы газет вернулась цензура, причем в ГДР она
существовала в трех ипостасях – предварительная, прямая и пост-цензура и
продолжала существовать до падения Берлинской стены в 1989 году.
1 августа 1948 г. считается днем рождения еще одного типа печати,
возникшего в Англии и которого немецкие читатели еще не знали –
иллюстрированного массового воскресного еженедельника – «Вельт ам
зоннтаг». Он был дочерней газетой «Вельт» и стартовал тиражом в 350 тыс.
экз., долгое время оставаясь единственным изданием такого рода на
западногерманском газетном рынке.
В 1952 году в гамбургском издательском доме А.Шпрингера по образцу
английской «Дейли миррор» была создана первая по-настоящему бульварная
газета «Бильд-цайтунг». Этот тип издания также был мало известен
немецкому читателю. Поводом для ее создания послужил следующий факт. В
Хельсинки на летних Олимпийских играх впервые после окончания войны
принимала участие немецкая команда. Для рассказа о ее успехах была
выпущена «Бильд», состоявшая из фотоиллюстраций, снабженных короткими
текстовками. Журналисты сами продавали ее на улицах, и поскольку она была
самой дешевой (один номер стоил 10 пфеннигов), ее тираж быстро перешагнул
миллионную отметку.
В 50-е годы получил развитие еще один тип печатной периодики –
политический еженедельник. Газет «Ди цайт» была создана в 1946 году в
Гамбурге по лицензии британской зоны оккупации группой журналистов во
главе с Гердом Буцериусом, ставшим позднее ее единственным владельцем. К
концу 50-х она стала, по сути, трибуной мнений либеральных демократов.
8
В период существования ФРГ и ГДР средства массовой информации этих
стран работали в условиях «холодной войны», вели идеологическую войну друг
против друга, постоянно выискивая негатив и критикуя действия противной
стороны. ГДР как страна социалистического лагеря подчинялась жестким
законам коммунистической пропаганды и агитации, где о свободе слова
говорить не приходилось. ФРГ и Западный Берлин развивались в рамках
западной демократии, и их СМИ были более свободны от идеологических
влияний. После начала перестройки в СССР, прекращения «холодной войны»,
распада Советского Союза и объединения двух германских государств,
принцип свободы печати, объективности и достоверности информации
получили для своего проявления плодотворную почву. Сегодня деятельность
СМИ Германии регламентирует принцип свободы печати, заложенный в
конституцию страны. Лишь злоупотребление свободой печати ведет
гражданина к лишению этого права.
В 1954 – 1976 гг. в Федеративной Республике проходил процесс
концентрации СМИ, который значительно изменил ситуацию на газетножурнальном рынке. Количество «публицистических единиц» уменьшилось с
225 до 121, т.е. наполовину. Пострадали прежде всего локальные издания (их
стало меньше на 30) и газеты, имевшие тираж менее 40 тыс. экз., потеряли в
реализуемом тираже более чем 4%. От процесса концентрации выиграли
издания, принадлежавшие крупным издательским группам и имевшие тираж
свыше 150 тыс. экз.: они увеличили сегмент на рынке с 8% до 34,7%.
Концентрация печати значительно повлияла не только на расширение
типологической палитры изданий, но и на их периодичность. Во времена
оккупации выход газет ограничивался 2 – 3 в неделю. В 1954 году шесть раз в
неделю выходило 80% всех газет, в 1984 году – 97,5%.
После концентрационного бума 70-х гг., связанного также со
стабилизацией экономики в стране, к середине 80-х гг. газетно-журнальный
рынок ФРГ был поделен между 10 издательскими концернами, занимавшими и
занимающими монопольное положение в области СМИ. На рынке ежедневных
газет ими стали концерн А.Шпрингера (28,58%), группа ВАЦ (5,99%), группа
«Зюддойчер ферлаг»/Фридман эрбен (3,49%), изд-во ДюМон/Шауберг (3,18%)
и группа «Штутгартер цайтунг»/Райнпфальц/Зюдвест прессе (3,08%). На рынке
бульварных
газет
господствовал
А.Шпрингер
(81,87%),
изд-во
ДюМон/Шауберг (6,03%), группа «Зюддойчер ферлаг»/Фридман эрбен (4,07%)
и еще 3 концерна.
С концентрацией печати напрямую связаны также процессы
диверсификации и двойной монополизации. Суть их состоит в том, что с
развитием радио и телевидения концерны печати активно вторгаются в сектор
аудиовизуальных СМИ. Уже к концу 80-х мультимедийными стали концерны
Бертельсмана, Бурды, Хольцбринка, Шпрингера и ВАЦ.
К середине 60-х гг. на информационном рынке ФРГ сформировались пять
крупных издательских групп:
1) изд-во Шпрингера в Гамбурге,
2) группа ВАЦ (Вестдойче альгемайне цайтунгсгруппе) в Эссене,
9
3) Штутгартская группа Георга фон Хольцбринка,
4) издательский дом ДюМон/ /Шауберг в Кёльне
5) Южногерманское изд-во в Мюнхене.
Острая борьба между издательскими группами за дальнейшее освоение
газетного регионального рынка развернулась в 1961 – 1984 гг. К 1980 году эти
группы сконцентрировали в своих руках 45,5% всех тиражей ежедневных
немецких газет. Помимо общенациональных медиагрупп в этот же период
формировались и региональные. Существенных изменений в реестрном списке
крупнейших медиа-концернов страны в настоящее время не отмечается.
Несколько слов о крупнейших медиа-концернах Германии. Годовой
оборот концерна Шпрингера складывался из двух показателей. Во-первых, из
доходов по распространению изданий, во-вторых, из доходов от рекламы.
Шпрингер выпускает 4 самые популярные ежедневные газеты: «Бильдцайтунг», «Ди вельт», «Гамбургер абендблатт» и «Берлинер моргенпост».
Главный кредитор Шпрингера – влиятельный западногерманский «Дойче
банк». Концерн связан также с Федеральным союзом немецкой
промышленности, с концерном Круппа, с так называемой группой Флика –
гигантским промышленным комплексом, который не только является
крупнейшим производителем бумаги, но и занимает ведущие позиции в
военной промышленности.
Особое место в завоевании информационного пространства ФРГ
занимает холдинг Бертельсманна, превратившийся в международный медиаконгломерат и, по сути, поглотивший изд-во Грунер унд Яр, журнал «Штерн» и
газету «Цайт». Пути к вершине медиа-бизнеса был идентичен пути
А.Шпрингера. Разница состояла в том, что этот путь равнялся семи годам – с
1965 по 1972 год, когда состоялось событие названное журналистами «свадьбой
слонов», из-за покупки концерном 1/3 акций издательского дома Шпрингера.
Концерн Бертельсманна стал крупнейшим медиа-концерном и был прозван
«гигантом на информационном и коммуникационном рынке». Ему
принадлежали и принадлежат десятки газетно-журнальных, книжных и
музыкальных изд-в, фирмы по производству пластинок, многочисленные клубы
по интересам, службы сервиса и т.п. Начиная с 1970 года концерн
Бертельсманна активно завоевывал кино- и видеорынок не только ФРГ, но и
Европы. Создание этого конгломерата можно назвать апофеозом процесса
концентрации СМИ, потому что он стал примером слияния капитала различных
медиа-отраслей, который актуален и по сей день. В первой половине 90-х гг.
годовой оборот концерна Бертельсманна составлял 18,5 млн. марок, в том числе
внутри страны – 6,7 млн., за границей – 12 млн. Доходы концерна от его
индустриальных отраслей составили 3 млн. марок. Концерн, как и прежде,
является вторым в мире и крупнейшим в Германии.
У исследователей СМИ Германии интерес вызывает завоевание рынка
штутгартским семейным концерном Дитера фон Хольцбринка. По данным на
1995 год он занимал пятое место. Основу предпринимательства концерна
составляет книжная издательская деятельность. Концерну Хольцбринка
принадлежат 4 книжных издательства, выпускающих, в частности,
10
беллетристику; издательства, являющиеся главными поставщиками справочной
литературы (в том числе «Фишер-Ташенбухферлаг»); детские издательства
(мюнхенский
«Киндер
ферлаг»)
и
«Ровольт-ферлаг»,
издающий
профессиональный журнал «Журналист». Хольцбринк является владельцем
издательств специализированной, научной, академической и учебной
литературы (ганноверское издательство «Шульбухферлаг» и гейдельбергское
академическое издательство). Хольцбрик владеет также издательствами за
рубежом: в Нью-Йорке – это Henry Holt and Company, Farrar, Status and Girou,
W.H.Freeman, Worth Publishers; в Филадельфии – Hanley and Belfus. В 1995 году
после покупки 70% британской издательской группы Макмиллана годовой
оборот концерна составил около 3 млрд. марок.
Не последнее место занимает концерн и в газетном бизнесе. На 100% ему
принадлежит газета деловых кругов «Хандельсблатт», приносящая 20%
годового дохода внутри страны. К ней структурно примыкает
исследовательский аудиторско-консультационный центр «Прогноз» с
отделениями в Берлине и Базеле, а также 4 издательства научнофантастической литературы, в том числе в Нью-Йорке и Гейдельберге. У
концерна 6 региональных газет. В полном владении находятся котбусская
«Лаузитцер рундшау» (196 тыс. экз.), трирская «Триришер фольксфройнд» (101
тыс. экз.), констанцкая «Зюдкурир» (144 тыс.экз.), вюрцбургская «Майн-пост».
На 53% ему принадлежит «Саарбрюккер цайтунг» (195 тыс. экз.) и на 51%
берлинская «Тагесшпигель». Концерн владеет двумя полиграфическими
предприятиями, участвует в 5 телерадиокомпаниях: так, в «САТ-1 « ему
принадлежит 15% , в мюнхенской АФЕ – 100%. В области мультимедиа
концерн кооперируется с группой Бурды.
Условно прессу ФРГ можно разделить на три категории:
общенациональные газеты (распространяющиеся по всей территории ФРГ);
надрегиональные газеты (überregionale Zeitungen) — распространяющиеся
более чем в одном регионе, но не по всей территории страны; местная печать –
газеты одного региона, одного района, города и т. д.
В Германии особое место занимает региональная пресса, что отличает ее
от Франции и Великобритании. Ее читатели – жители крупных и средних
городов. Большое количество подписчиков (93%) и собственный круг
рекламодателей создавали для этих газет прочные экономические основы.
Почти 1/3 региональных газет не имела конкуренции. Следует подчеркнуть, что
многие небольшие местные газеты входят в «издательские цепочки»: поскольку
небольшая газета с тиражом в несколько сотен или тысяч экземпляров,
конечно, не может позволить себе ни покупать хорошие фотографии, ни
посылать корреспондента в командировки, ни подписываться на ленты
новостей, она вступает в ассоциированные отношения с неким издательским
концерном. Этот концерн предоставляет десяткам местных газет
унифицированный контент — статьи о внутренней и внешней политике,
спортивные обозрения и т. д., оставляя на усмотрение редакции лишь местные
новости. Таким образом, местная газета выживает экономически, и читатели
могут продолжать покупать газету, к которой они привыкли. Между тем, в
11
данном случае, разумеется, речь не может идти о независимом издании, и
немецкие исследователи СМИ предпочитают говорить о «редакционных
изданиях» (redaktionelle Ausgabe) и «публицистических единицах»
(publizistische Einheit). Публицистическая единица (часто этот термин
ошибочно переводится в русскоязычных работах как «публицистическое
единство» или даже «единство публицистики») — это независимая головная
редакция, именно она может считаться в медиа-статистике, занимающейся
подсчетом количества газет в стране. Редакционное издание же – это некогда
независимая газета, которая теперь, однако, просто перепечатывает
присылаемые ей статьи под своим старым названием.
Немецкий рынок печатных СМИ – пятый по объему в мире и в то же
время абсолютный лидер по количеству газет на душу населения – 300 на 1000
жителей (США и Франция – 150, Италия – 100, другие развитые страны еще
меньше). В 2010 году в стране выходило более 1500 ежедневных газет общим
тиражом 20 млн. экземпляров и 30 еженедельных и воскресных газет тиражом 5
млн. экземпляров. Представитель Федерального объединения газетных
издателей Анья Пасквай уверена, что и через десятилетия будут выходить и
продаваться газеты. Возможно, произойдет разделение на дорогие, серьезные
издания для элиты и таблоиды для чтения в электричке по дороге на работу.
Доход от всех выпущенных в 2009 году ежедневных газет составил около
8 млрд. евро.
Ведущие общенациональные ежедневные газеты (данные на 2010 год):
 «Frankfurter Allgemeine Zeitung», FAZ («Франкфуртская общая газета») –
самая консервативная и уважаемая газета ФРГ, тяготеет к идеологии
блока ХДС/ХСС, издается во Франкфурте-на-Майне. Тираж – 365 тыс.
экз.
 «Süddeutsche Zeitung», SZ («Южнонемецкая газета») – уважаемая
серьезная газета, издаваемая в Мюнхене. Несмотря на свое название,
является общенациональной газетой. Тираж – 440 тыс. экз.
 Берлинская «Die Welt» («Мир») — газета политического влияния
крупнейшего
немецкого
издательского
концерна
Шпрингер,
специализирующегося на выпуске развлекательной периодики. Тираж
(совместно с «Welt kompakt») – 258 тыс. экз.
 «Handelsblatt» («Торговая газета») – ведущая финансовая газета
Германии. Издается с 1946 года в Дюссельдорфе. Тираж – 137 тыс. экз.
 Гамбургская «Bild» («Картинка») – бульварная газета, флагман
издательства Шпрингер, самая тиражная газета Германии. В отличие от
всех остальных общенациональных газет, подавляющее большинство
тиража «Bild» распространяется в розницу, а не по подписке. Тираж –
свыше 4,5 млн. экз. Имеется и восточное издание «Бильд-цайтунг-ост»
(680 тыс. экз.).
 «Financial Times Deutschland» («Financial Times Германия») —
финансовая газета. Тираж – 100 тыс. экз. Издательство G+J объявило о
прекращении выпуска газеты по экономическим соображениям. В
12
результате без работы могут остаться 300 сотрудников. По
предварительным данным, в нынешнем году Gruner+Jahr может понести
убытки до 15 млн. евро. Из этой суммы 10 млн. приходятся на долю
«Financial Times Deutschland». Выпуск этой газеты был начат в 2000 году
в период биржевого бума. Основателями стали G+J и британское
издательство Pearson, выпускающее газету «Financial Times». К
объединению их подтолкнула солидная прибыль, получаемая
экономической газетой «Handelsblatt». Однако концепция себя не
оправдала, так как немецкий рынок оказался слишком мал для двух
ежедневных экономических газет.
 «Die Tageszeitung» («Ежедневная газета») — основана в 1978 году как
рупор леворадикального движения. Кроме берлинского издания, есть
несколько региональных изданий. Известна своими провокационными, а
также антивоенными и антинационалистическими статьями. Тираж – 58
тыс. экз.
Надрегиональные ежедневные газеты:
 «Westdeutsche Allgemeine Zeitung», WAZ («Западногерманская общая
газета») – консервативное издание, распространяющееся в землях
Северный Рейн-Вестфалия и Рейнланд-Пфальц, головная газета
издательской группы WAZ-Gruppe. Тираж – 90 тыс. экз.
 «Neues Deutschland» («Новая Германия»), тираж – 80 тыс. экз.
 Последнее место занимает всё ещё считающаяся надрегиональной
восточногерманская «Junge Welt» («Молодежный мир»), тираж – 28 тыс.
экз.
Прочие авторитетные газеты ФРГ:
o «Frankfurter Rundschau» («Франкфуртское обозрение») – местная газета
региона Гессен, симпатизирующая социал-демократам. Тираж – 137 тыс.
экз. Ввиду банкротства газеты ее новым владельцем стала «Франкфуртер
альгемайне цайтунг». Принадлежавшая кёльнскому издательству DuMont
газета Frankfurter Rundschau в последние годы испытывала серьезные
финансовые трудности. В редакции и типографии FR были заняты около
450 сотрудников, после смены владельца 420 из них потеряют работу.
o «Sächsische Zeitung» («Саксонская газета») – крупнейшая газета
Восточной Германии, с редакцией в Дрездене, головное издание газетной
группы «Sächsische Zeitung».
o «Berliner Zeitung» («Берлинская газета»).
o «Tagesspiegel» («Зеркало дня»).
o «Stuttgarter Zeitung» («Штутгартская газета»).
Большой популярностью пользуются надрегиональные еженедельники.
Всего их семь. Лидирует гамбургская газета «Ди цайт» (тираж около 0,5 млн.
экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: «Байернкурир» (157 тыс.), «Райнишер Меркур» (108 тыс.), восточногерманская
«Вохенпост» (103 тыс.), «Ди вохе» (108 тыс.), «Дойчес альгемайне
зонтагсблатт» (80 тыс.).
13
Уже несколько лет Германия переживает журнальный «бум». Один
только германский журнальный рынок, рассчитанный на широкую публику
насчитывает 900 наименований с тиражом 115 млн. экземпляров. К этому
следует прибавить около 3700 специализированных изданий с тиражом 15 млн.
экземпляров. Принципиальных изменений в списке журнальных магнатов и их
рейтинг на рынке не произошло: по-прежнему господствуют группы Бауэра,
Шпрингера, Бурды и «Грунер унд Яр». По типологическим характеристикам
первое место занимают специализированные журналы (42,6%), второе –
общественно-политические (19,3%). На третьем месте – ведомственные
(14,6%), на четвёртом – рекламные издания (13,8%). Наиболее популярными
журналами-еженедельниками являются «Der Spiegel» («Зеркало»), тираж около
1 млн. экз. (он появился на свет 4 января 1947 г. и всегда играл заметную роль в
политической жизни страны); «Focus» («Фокус») и «Stern» («Звезда») (тиражи
около 1,2 млн.). Первый номер «Штерна» вышел 1 августа 1948 г. со стартовым
тиражом 130 тыс. 735 экз. «Бунте» издается тиражом около 0,8 млн. экз.
Также в Германии издаются местные версии таких международных
журналов, как Cosmopolitain, Glamour, Maxim, Newsweek, Businessweek и др.
Информационные агентства. Так же как и в других странах мира,
информационные агентства играют главную роль в обеспечении информацией
печатные и аудивизуальные немецкие СМИ. В Германии существует более 500
информационных агентств, которые занимаются сбором общественнополитической информации. С 1949 года национальным информационным
агентством является ДПА – Дойче прессе агентур. Правовая форма ДПА –
общество с ограниченной ответственностью. Она была избрана для того, чтобы
воспрепятствовать влиянию на агентство государства, политических и
экономических структур. Около 75% начального капитала принадлежало
издательским группам ежедневных газет, около 11% – журнальным
издательствам и почти 13% – телерадиокомпаниям. Устав ДПА был принят в
1950 году и остался практически неизменным. Согласно уставу, агентство
является непартийным и независимым. Во главе агентства – Наблюдательный
совет, в функции которого входит назначение управляющего делами и главного
редактора. К моменту объединения ГДР и ФРГ учредителями ДПА были 180
организаций.
Опрос среди молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет выявил, что
только 1 процент из них считает печатные газеты первостепенным источником
информации. Покупатель печатной прессы уходит в небытие, и журналисты это
понимают.
  
Электронные СМИ. Система радиовещания досталась Федеративной
Республике в наследство от оккупационных властей. Накануне Второй мировой
войны радиовещание охватывало 2/3 всего населения Германии, а 22 марта
1935 г. в Берлине начались регулярные телетрансляции, которые население
смотрело в специально оборудованных помещениях ввиду нехватки
14
телеприемников. В ходе военных действий большинство передающих станций
было разрушено. Воссоздание системы радиовещания началось летом 1945
года, когда еще не было немецких газет.
В Федеративной Республике Германии 230 радио- и около 100
телеканалов. Вплоть до 80-х годов XX века радио и телевидение были
организованы исключительно на публично-правовой основе. На сегодняшний
день система немецких аудиовизуальных СМИ носит название «дуальной»
системы. Это означает, что в Германии существует лишь две формы
собственности на телемедиа: а) общественно-правовая форма собственности, б)
частная форма собственности.
Общественно-правовая форма собственности восходит к послевоенному
времени, когда в рамках политики денацификации западными союзниками
были закрыты все существовавшие в нацистской Германии СМИ, а для
обеспечения информационного вещания были созданы полностью
подконтрольные оккупационным военным властям пресса и радио. В период с
1945 по 1949 год созданные союзниками радиостанции постепенно
передавались в управление немецкому персоналу, однако перед
оккупационными властями встал вопрос, как должны управляться эти
компании. Союзники сразу же отвергли идею о передаче СМИ в руки
немецкого государства (правительству ФРГ, а также местным правительствам
федеральных земель до сих пор запрещено иметь любые СМИ), но также была
отвергнута и идея передачи радиостанций в частные руки (несмотря на то, что
газеты, созданные союзниками, передавались именно частным редакторам). В
качестве основной формы собственности союзники выбрали общественноправовую форму собственности.
Эта форма собственности характерна для британской Би-Би-Си и
означает, что компания не принадлежит ни частным лицам, ни государству, а
находится в «собственности общества». Стратегическое управление компанией
осуществляется специальным наблюдательным советом, формируемым из
представителей крупных партий, значимых общественных организаций,
церквей, профсоюзов и т. д., что должно обеспечивать максимально
взвешенную программную политику. Наблюдательный совет назначает
управляющий совет, занимающийся «тактическим планированием» действий
компании и назначающий интенданта – генерального директора компании,
который осуществляет непосредственное руководство компанией. Такая
сложная система управления, позаимствованная у той же BBC, была также
призвана обеспечить демократическое развитие немецких СМИ. Первой
общественно-правовой компанией Западной Германии стала NWDR
(Nordwestdeutscher Rundfunk), производившая вещание на территории
британской оккупационной зоны и созданная англичанином Хью Карлтоном
Грином, сотрудником Би-Би-Си, получившим потом пост гендиректора Би-БиСи. Также общественно-правовая форма собственности была выбрана
американцами и французами — для своих оккупационных зон.
15
Общественно-правовое вещание оставалось единственным вещанием на
территории ФРГ вплоть до конца 1980-х гг., когда в законодательство были
внесены изменения, позволившие создавать частные радио- и телекомпании.
Понятие «публично»- или «общественно-правового» ТВ и РВ не
идентично определению, принятого в России. Два фактора определяют это. Вопервых, оно создано на государственной базе и контролируется
общественными советами, в которых представлены все общественнополитические силы страны, а, следовательно, служит всему обществу, что
декларируется законодательными актами, в частности, Государственным
договором о радио и телевидении в объединенной Германии, вступившим в
силу 1 января 1992 г. Во-вторых, по большей части финансируется за счет
поступлений из налогов за пользование теле- и радиоприемниками. АРД и
ЦДФ, на 80% и 60% соответственно, финансируются за счет абонентской
платы, которая составляет около 16 евро в месяц, за радиоприемник — около 9
евро в месяц. Остальную часть они добирают рекламой (абонентская плата в
Германии за радио была введена 1 апреля 1924 г. и составляла в течение
длительного времени 2 марки. Повышение платы с 1 января 1988 г. было
обусловлено, во-первых, началом деятельности частных теле- и радиостанций
и, во-вторых, определением теленалога как основного в шкале налогов за
телерадиовещание. Дальнейшее повышение платы произошло 1 октября 1990 г.
При этом реклама на общественно-правовом вещании имеет законодательные
ограничения: она полностью запрещена в выходные и праздники, а в будние
дни ее нельзя выпускать в эфир после основного блока новостей в 20.00 часов.
Частные же компании существуют в основном за счет размещения рекламы и
производства собственных фильмов и передач, которые они могут продавать
третьим компаниям. Однако если в начале деятельности частных теле- и
радиостанций эта регламентация не мешала развитию АРД и ЦДФ, то сегодня,
когда конкуренция между телерадиоорганизациями усилилась, она стала
основным пунктом споров даже в парламентских кругах. Государственная
казна не выдерживает всех расходов на содержание общественно-правового
телевидения, поэтому в 1995 году рекламные блоки появились на АРД и ЦДФ и
после основного выпуска новостей.
Крупнейшей общественно-правовой компанией ФРГ и самой крупной
телерадиокомпанией
Европы
является
общественно-правовая
телерадиокомпания ARD («Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen
Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland» – «Рабочее содружество
общественно-правовых
телерадиокомпаний
Федеративной
Республики
Германии»). Она возникла в 1952 году. В рамках ARD осуществляется вещание
первого канала немецкого телевидения: «ARD Das Erste», около десятка
местных телевизионных каналов, производимых соответственно членами
содружества, местными общественно-правовыми телерадиокомпаниями, а
также свыше пятидесяти местных радиопрограмм.
Членами ARD являются: Bayerischer Rundfunk (BR) http://www.bronline.de; Hessischer Rundfunk (HR) http://www.hr-online.de; Mitteldeutscher
Rundfunk (MDR) http://www.mdr.de; Norddeutscher Rundfunk (NDR)
16
http://www.ndr.de; Radio Berlin-Brandenburg (RBB) http://www.rbb.de; Radio
Bremen (RB) http://www.radio-bremen.de; Südwestfunk (SWR) http://www.swr.de;
Saarländischer Rundfunk (SR) http://www.sr-online.de; Westdeutscher Rundfunk
(WDR) http://www.wdr.de.
Также в рамках ARD осуществляет радио- и телевещание «Deutsche
Welle» – «Немецкая волна», созданная в 1953 году. Deutsche Welle выполняет
функции иновещания, поэтому на ее работу ARD получает отдельный бюджет,
субсидируемый федеральным правительством. «Немецкая волна» представлена
в телевизионном (DW-TV) и радио (DW-Radio) эфире, а также в Интернете
DW-WORLD. Вещание ведется на 30 языках. На русском языке выходят
радиопрограммы и сайт.
Вторым общефедеральным общественно-правовым телеканалом является
ZDF — «Zweites Deutsches Fernsehen» («Второе Немецкое Телевидение»), со
штаб-квартирой в Майнце. История создания ZDF уходит в 1950-е гг., когда
канцлер Конрад Аденауэр, недовольный перевесом в региональных
общественно-правовых телерадиокомпаниях ФРГ, объединенных в систему
ARD, леволиберальных журналистов, симпатизировавших по большей части
социал-демократам, пытался создать государственное телевидение.
Конституционный суд эту попытку первого канцлера ФРГ пресек, но
появился – в качестве альтернативы – второй общенациональный общественноправовой телевизионный канал ZDF, созданный на основе государственного
договора земель. Однако в управляющем совете канала преобладали
сторонники Христианско-демократического союза Аденауэра. Именно поэтому
поначалу ZDF называли «телевидением Аденауэра». Строгие пропорции при
распределении мест в управляющем совете – столько-то профсоюзам, столькото спортсменам, столько-то церкви, предпринимателям, государству или
партиям – увы, не обеспечивают абсолютную сбалансированность его состава.
Ведь и среди спортсменов, пастырей, коммерсантов и рабочих лидеров есть
люди с партбилетом. А партийная дисциплина соблюдается в Германии хоть и
добровольно, но довольно строго. Вот и выходит, что, например, в
управленческом совете ZDF, по оценкам экспертов, из 14 его членов девять
входят в «кружок друзей» ХДС и только пятеро симпатизируют социалдемократам.
С 1964 года стали появляться третьи – региональные телепрограммы. В
конце 90-х годов в ФРГ насчитывалось 11 земельных телерадиостанций.
Помимо двух крупнейших общественно-правовых телерадиостанций АРД и
ЦДФ, на которых работают около 29 тыс. человек существует 188 частных
телевизионных и 174 радиостанций с общим штатом в 18 тыс. сотрудников. И
если доходы первых составили в 2010 году 8,6 млрд. евро, то вторые заработали
7,4 млрд. евро. При этом 43% немецкого населения предпочитают
общественно-правовое телевидение, 57% – частное. В начале 3-го тысячелетия
частная компания РТЛ обошла своих государственных конкурентов на рынке
ТВ: на ее долю приходится 15,2% рынка, на долю АРД – 14,4%, ЦДФ – 14,1%.
Студии транслируют свои программы либо только на земли, либо на
несколько земель. Крупнейшая студия - «Вестдойчер рундфунк» (Кёльн), где
17
работают 4400 сотрудников. Каждая студия транслирует несколько
телерадиопрограмм. Кроме того, земельные студии взаимодействуют в АРД.
Они поставляют туда компоненты программ согласно долевому участию.
Кроме того, эти студии выпускают собственные «третьи программы»
телевидения, которые принимаются на региональном уровне или - с помощью
кабеля – по всей стране. АРД и ЦДФ принимают сегодня на территории всей
Германии почти 100% населения. В настоящее время ЦДФ – чисто
телевизионная студия, крупнейшая в Европе.
В 1955 году Германии насчитывалось уже 100 000 телезрителей, а в
1964 году их число перевалило за 10 миллионов. В 1994 году в стране
насчитывалось 35 млн. 74 тыс. радио- и 31 млн. 89 тыс. телеприёмников. На
каждую 1000 человек приходилось 439 радио- и 392 телеприёмника. Сегодня в
каждой немецкой семье есть телевизор, который принимает свыше 30
программ. Спутниковые программы принимаются в Германии более половиной
домашних хозяйств, а подключенных или имеющих возможность подключения
к системе кабельного телевидения насчитывается примерно 70%.
Благодаря
новой
телекоммуникационной
структуре
Германия
располагает одной из самых мощных телекоммуникационных сетей в мире.
Лидером рынка является «Дойче телеком АГ». Сегодня здесь имеется 45 млн.
телефонных подключений, более 43 млн. пользователей мобильных телефонов
и 18,2 млн. подключений к Интернету. Свыше 1 млн. работников связаны со
своей фирмой через компьютерную сеть и могут трудиться прямо на дому.
Старого привычного мира, когда глава семьи изучает за завтраком газеты,
а его половина внимает новостям и прогнозу погоды по радио, больше нет.
Старшее поколение включает телевизор, молодые смотрят на экран смартфона
или планшетника. Каждый молодой человек в возрасте от 12 до 19 лет имеет
мобильный телефон или компьютер.
Тем не менее, даже самые восторженные поклонники Интернета
признают, что и здесь нужны надежные источники информации. Не у каждого
есть время часами сидеть в Сети. Не у каждого есть навык и умение искать в
веренице бесконечных блогов алмазы достоверной информации. Неслучайно
практически все газеты в Германии уже давно имеют онлайн-версии своих
изданий. Кстати, очень хорошую мобильную версию для владельцев
смартфонов и планшетников делала и «Франкфуртер рундшау». Проблема в
том, что обходилась она слишком дорого, а прибыли не приносила.
Парадоксально, но факт: Интернет, неиссякаемый источник свободной
информации, стал угрозой для свободы прессы. И дело здесь опять в деньгах.
Издательства и медиакомпании должны наряду с печатными версиями газет и
телепрограммами иметь и их конкурентоспособные онлайн-версии. Но объем
доходов от рекламы остался прежним, редакционные бюджеты не увеличились.
Нагрузка на журналистов резко возросла, времени на серьезные расследования
остается все меньше. Даже солидные газеты и телекомпании порой не
гнушаются поверхностными бульварными сюжетами ради оперативного
наполнения своих онлайн-страниц и поддержания популярности.
18
А финансово слабые региональные газеты все чаще покупают материалы
у агентств или, хуже того, используют бесплатные и уже готовые к публикации
тематические пакеты, предоставляемые PR-агентствами. Тут тебе и статья, и
комментарий, и интервью, и подходящее видео – и все бесплатно. «Так
происходит утрата свободы прессы», – признает председатель Союза
журналистов Германии Михаэль Конкен. И тут же добавляет: «Но пока у нас в
стране сохраняется информационное поле с критично настроенными
качественными печатными и электронными СМИ, которые вскрывают
скандалы в обществе».
  
В Германии, в отличие от России, нет закона о средствах массовой
информации. Главным гарантом свободы слова, печати и информации является
Основной закон. § 1 ст. 5-й конституции, в частности, гласит: «Каждый имеет
право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и
посредством изображения, а также беспрепятственно получать информацию из
общедоступных источников. Гарантируется свобода печати и свобода передачи
информации посредством радио и кино. Цензуры не существует».
Это означает, что все СМИ сами решают, какую информацию
представить общественности. Любой гражданин имеет право на свободное
получение информации и распространение своего мнения. Помимо Основного
закона правовое положение СМИ определяют законы о прессе федеральных
земель, решения Федерального конституционного суда и конституционных
судов земель, государственные договоры, представляющие собой соглашения
между правительствами федеральных земель по вопросам правового режима
радио и телевидения. Правовые основы деятельности СМИ базируются на
общепризнанных международных актах, таких как Всеобщая декларация прав
человека, принятая ГА ООН 10 декабря 1948 г., Конвенция ЕС о защите прав
человека и основных свободах (1950 год), международный пакт о гражданских
и политических правах (1966 год), Заключительный акт СБСЕ в Хельсинки
(1975 год) и др.
Значит ли это, что все так безоблачно на немецком медийном поле?
Конфликтных прецедентов в отношениях между политиками и журналистами в
Германии предостаточно. В большинстве случаев они заканчиваются крахом
карьеры политиков. Но, видимо, соблазн использовать СМИ в своих целях так
велик, что политики постоянно наступают на одни и те же грабли.
Грандиозный скандал разразился в октябре 1962 года, когда журнал
«Шпигель» опубликовал статью о штабных учениях НАТО «Фаллекс-62», в
которой утверждалось, что в случае ядерного нападения Варшавского договора
оборона ФРГ не может быть достойным образом обеспечена, поскольку ею
руководил лидер ХСС Ф.-Й.Штраус, замешанный к тому времени в различных
финансовых махинациях. Напомню, что в этот период в самом разгаре был
Карибский кризис. Этот вывод министр обороны ФРГ расценил как «измену
родине» и приказал своим подчиненным незамедлительно провести
19
карательную операцию. Автора скандальной статьи, военного эксперта Конрада
Алерса сотрудники спецслужб задержали в Испании, где он в тот момент
проводил отпуск. Еще были арестованы двое редакторов журнала, а также
издатель и главный редактор Рудольф Аугштайн (он провел под арестом 100
дней). В течение нескольких недель продолжались обыски в редакции журнала
в Гамбурге и в его боннском офисе. Причем тогдашний канцлер ФРГ Конрад
Аденауэр проводимую акцию поддержал, обосновав в бундестаге ее
проведение «подозрением в измене родине».
Общественность, однако, по-иному оценила действия западногерманских
властей, усмотрев в них покушение на свободу слова. На защиту коллег из
«Шпигеля» поднялись даже журналисты конкурирующих изданий. Они
понимали: этот случай мог положить конец свободе прессы. Возмутилось
нарождавшееся в послевоенной Германии гражданское общество. В конце
концов, Верховный суд ФРГ постановил, что доказательств разглашения
государственной тайны в деле нет. «Дело» же «Шпигеля» вылилось в
правительственный кризис. 19 ноября 1962 г. пять министров от Свободной
демократической партии заявили о своей отставке. Условием возобновления
правительственной коалиции стало не только требование о немедленной
отставке министра обороны ФРГ Ф.-Й.Штрауса и министра юстиции, но и
твердая дата досрочной отставки самого Аденауэра. В новом составе кабинета,
сформированном в декабре 1962 года, ни прежний министр обороны, ни
министр юстиции уже не фигурировали, Аденауэр же заявил, что покинет свой
пост осенью следующего года.
И спустя полвека немецкие политики пытаются порой давить на прессу,
что, как правило, заканчивается для них плачевно. 25 октября 2012 г. подал в
отставку пресс-секретарь баварского ХСС Ханс Михаэль Штрепп. Причиной
скандала, который и привел в итоге к отставке Штреппа, стал его звонок в
редакцию новостей общественно-правового телеканала ZDF. Пресс-секретарь
якобы хотел узнать, будет ли в программе репортаж со съезда земельной
организации Социал-демократической партии Германии – политического
соперника ХСС. Но журналисты расценили звонок как попытку оказать на них
давление. В СМИ поднялся шум, оппозиция не замедлила дать собственную
критическую оценку действиям Штреппа, после чего у него не осталось иного
выхода, кроме как подать в отставку.
В Германии еще памятен скандал вокруг бывшего президента ФРГ
Кристиана Вульфа в 2012 году. Тот поддерживал теплые отношения с
редакцией самой массовой газеты страны «Бильд». Интерес был обоюдным.
Издание получало эксклюзивные интервью и репортажи о жизни президента,
президент повышал свою популярность. Но вот газета решила опубликовать
критичный материал о финансовых делах Вульфа и его супруги. И президент,
забыв о приличиях, позвонил в редакцию. Он угрожал и просил отложить
публикацию. А поскольку главного редактора на месте не было, все тирады
были записаны на автоответчик.
Как ни оправдывался после президент, тут уже практически все СМИ
начали под микроскопом рассматривать его политическую карьеру. Скандал
20
длился немногим более трех месяцев. 17 февраля 2012 г. К.Вульф был
вынужден уйти в отставку. Журналисты в Германии покушений на свою
независимость не прощают.
«Случаи столь примитивного давления политиков на прессу в подобных
размерах сегодня невозможны», – заявил в интервью «Дойче велле»
коммерческий директор издательского дома WAZ Бодо Хомбах. Однако
нашумевшее «дело Брендера» свидетельствует, что в споре с политиками
журналисты порой терпят поражение. Николаус Брендер до 2010 года занимал
должность главного редактора телеканала ZDF. Он был известен
независимостью суждений и готовностью называть вещи своими именами.
Часть политиков это не устраивало. И тут им на помощь пришел совет
управляющих ZDF, который контролирует работу канала. Большинство в
совете управляющих на тот момент составляли сторонники Христианскодемократического союза (ХДС). Они-то и не продлили трудовой договор с
неугодным главным редактором. Юридически - комар носа не подточит.
Этически – «пример невероятного самоуправства», как считает глава правления
издательства «Шпрингер» Матиас Дёпфнер.
Еще одна нашумевшая история произошла в начале 90-х годов, когда на
обложку журнала «Бунте» была вынесена фотография с подписью, намекавшая
на уж очень доверительные личные отношения между бывшим в то время
канцлером Гельмутом Колем и его секретаршей. Вскоре главный редактор
журнала была уволена. Получается, что и в Германии при всей необходимой и
правильной дистанции, которую сохраняет пресса в отношениях с
правительством, существуют тем не менее неформальные контакты с властью
не столько главных редакторов, сколько издателей.
Помимо независимости немецких СМИ от государства конституция ФРГ
гарантирует еще и недопустимость цензуры. Ее в Германии и в самом деле нет.
Никто не может позвонить в редакцию и по политическим мотивам
распорядиться поставить в программу или, наоборот, снять с эфира тот или
иной сюжет. Но «ножницы в голове» есть, конечно, и у многих немецких
журналистов. Не всем из них и не всегда удается остаться за той тонкой
гранью, которая отделяет желание войти в личное доверие к политическому
деятелю во имя получения эксклюзивной информации от необходимости
сохранить объективность в ее подаче.
Естественно, некоторые немецкие журналисты имеют политические
амбиции, мечтают сделать партийную карьеру или стать пресс-секретарем
правительства. Партии же и ведомства, в свою очередь, довольно часто берут в
руководители своих пресс-служб именно журналистов, хорошо знающих
«законы жанра» и имеющих обширные связи в СМИ. Если журналист метит на
такую должность в какую-то определенную партию, ему, конечно, труднее
сохранить полную объективность в освещении ее политики.
Журналисты во многих странах могут лишь позавидовать своим
немецким коллегам в том, что касается свободы прессы. Тем не менее, в 2010
году в рейтинге «Репортеров без границ» Германия оказалась на 17 месте с 4,25
балла. Для сравнения заметим: из 178 проанализированных стран первые три
21
места занимают Финляндия, Исландия, Нидерланды (0 баллов); на 20 месте –
США (6,75 балла); на 44 месте – Франция (13,38 балла); на 140 месте – Россия
(49,90 балла); на 171 месте – Китай (84,67 балла); на 178 месте – Эритрея (105
баллов). Итак, почему немцев нет среди лидеров?
Это, в частности, касается защиты конфиденциальности источников
информации. После терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне
участились попытки привлечь журналистов к суду по обвинению в
«пособничестве при разглашении секретной информации». С помощью этой
юридической уловки на журналистов оказывалось давление с целью заставить
их открыть имена людей, которые предоставили им ту или иную информацию.
Но, в общем и целом, суды в Германии стоят на защите прав
журналистов. Краеугольным камнем в 1966 году стало решение
Конституционного суда по так называемому «делу журнала Шпигель». В
постановлении суда, в частности, указывалось: «Свободная, не подверженная
контролю со стороны государства и цензуре пресса является
основополагающей
предпосылкой
существования
свободолюбивого
государства. Современная демократия не может существовать без свободной,
регулярно издающейся политической прессы».
Еще одна победа немецких журналистов – решение Конституционного
суда Германии от марта 2010 года. Суд аннулировал действие закона,
обязывавшего провайдеров в течение полугода хранить сведения о телефонных
разговорах и электронной переписке клиентов. Оправдывалось все это в том
числе и интересами потребителей, так как можно было проверить в спорных
случаях достоверность счетов за предоставленные услуги. Второй и, по сути,
самый главный аргумент – борьба с терроризмом и организованной
преступностью. С другой стороны, постоянно существовала опасность, что не
только спецслужбы, но и частные фирмы могут воспользоваться этими базами
данных, чтобы установить весь круг общения журналиста, вычислить его
источник информации и наказать тех, кто «выносит сор из избы». И хотя на
национальном уровне закон более не действует, журналистские организации
опасаются, что в ближайшее время будет принято еще одно схожее
постановление. К этому правительство Германии обязывает директива
Евросоюза.
Конституция ФРГ гарантирует свободу печати, свободу передачи
информации и отсутствие цензуры. Чтобы предотвратить злоупотребления
этими свободами, правительство страны разработало проект закона,
регулирующего
деятельность
СМИ,
обеспечивающего
серьезность
публикуемой информации и защиту частной жизни граждан. Журналистский
корпус, опасаясь цензуры и появления слишком жестких рамок, был,
естественно, против государственного контроля.
Споры между государством и журналистами были бурными. В результате
в конце 1956 года было решено: государство в деятельность СМИ не
вмешивается, они, однако, создают свою собственную систему самоконтроля.
Для этого из представителей важнейших средств массовой информации был
избран добровольный общественный орган – Федеральный совет прессы,
22
принявший журналистский кодекс – свод норм, которыми должны
руководствоваться журналисты и СМИ. В Австрии аналогичный документ
называется кодексом чести журналистов. Естественно, нормы со временем
модернизируются.
Главное правило – средства массовой информации должны уважать
достоинство человека, соблюдать его частную жизнь и его право распоряжаться
любой информацией о себе. СМИ обязаны распространять только правду. Для
этого все, что публикуется, должно базироваться, как минимум, на двух
независимых источниках. Непроверенные данные, слухи, предположения
должны быть особым образом выделены. Любая ложная публикация должна
быть опровергнута. Недопустимо распространение заведомо ложных сведений
и материалов, возбуждающих ненависть или призывающих к насилию.
При подготовке журналистских материалов могут использоваться только
законные методы. Источники конфиденциальной информации не должны
разглашаться. Рекламные сообщения должны быть четко отделены от
независимой информации. Журналисты не должны получать за свою
деятельность никаких подарков или привилегий.
Совет прессы постоянно следит за тем, как СМИ выполняют требования
кодекса. Заметив нарушения или получив жалобу, совет выносит
предупреждение, предостережение и – наиболее строгая мера – выговор.
Издание, получившее выговор, должно опубликовать сообщение об этом.
Больше всего выговоров за последние восемь лет получило самое массовое
издание Германии газета «Бильд» – около 70.
В Германии нет государственных инстанций, непосредственно
руководящих деятельностью немецких СМИ. Ведомство печати и
информации
федерального
правительства
осуществляет
свою
информационную политику, взаимодействуя со СМИ. Оно выполняет роль
посредника между правительством и общественностью и возглавляется
чиновником в ранге министра без портфеля. В его задачу входит регулярное
снабжение информацией президента ФРГ и канцлера о текущих событиях в
мире, а также информирование общественности и средств массовой
информации ФРГ о практической политики федерального правительства. В
сотрудничестве с МИД ФРГ ведомство предоставляет политическую
информацию и для зарубежья.
Германский союз журналистов существует с 1949 года. В его составе 16
земельных организаций, объединяющих 39 тыс. журналистов. К его главным
задачам относятся: выработка и согласование тарифной политики СМИ,
образование и переквалификация журналистов, консультирование в
профессиональных вопросах, социальная и юридическая защита. Через союз
журналистов происходит оформление журналистских удостоверений и
аккредитаций.
На сегодняшний день в Германии работают около 73 тыс. журналистов,
для которых работа в СМИ является основным видом профессиональной
деятельности. 25 тысяч из них – фрилансеры (внештатные сотрудники). По
данным НСЖ, ежегодно журналистские ряды в Германии пополняют около
23
2000 молодых квалифицированных сотрудников. Однако из-за жесткой
конкуренции некоторым все же приходится менять профессию.
Насколько хорошо оплачивается журналистский труд? Штатные
сотрудники ежедневной газеты получают от 3000 до 4000 евро в месяц,
внештатники получают построчно: 47 евроцентов, если материал носит
информационный характер (при тираже газеты до 10 тыс. экз.) и 165
евроцентов за передовицы, комментарии и т.п. (при тираже свыше 200 тыс.
экз.). Согласно опросу Немецкого союза журналистов, треть фрилансеров в
Германии уже ощутили последствия экономического кризиса на собственном
кошельке. Почти каждый пятый респондент (18%) ответили, что их месячный
доход сократился почти вдвое.
Характерно, что профессия журналиста в Германии все больше
приобретает женское лицо. Из почти 48 000 человек, профессионально
занимавшихся журналистикой в 2005 году, 37% были лица женского пола. Для
сравнения заметим, что в 1970-е годы их доля составляла всего 17%. На уровне
главных редакторов женщин насчитывается 20%, руководителей отделов –
29%. И несмотря на то, что женская «половина» в журналистике, как правило,
лучше образована, зарабатывает она заметно меньше, чем ее мужская
альтернатива. Ежемесячная разница составляет примерно 700 евро, 500 из
которых – чисто гендерного характера.
Несмотря на то, что очень многие хотели бы сами работать
журналистами, эта профессия в обществе не пользуется ни особым уважением,
ни особым доверием. Согласно опросу социологического института в
Алленсбахе, по степени уважения в Германии профессия журналиста занимает
пятое место с конца. Еще меньше уважают только офицеров, руководителей
профсоюзов, политиков и книготорговцев.
  
В отличие от врача, инженера или юриста никто не вправе требовать от
немецкого журналиста какой-то определенной, «правильной» корочки об
образовании. Однако современные реалии медиапространства Германии
предъявляют свои требования. Практика показывает, что на сегодняшний день
без высшего образования и солидного послужного списка начинающему
журналисту не обойтись. По данным Немецкого союза журналистов (НСЖ),
90% молодых журналистов, начавших работать в течение последних пяти лет,
имеют высшее образование и специальную профессиональную подготовку.
Многие будущие журналисты начинают осваивать азы профессии уже со
школьной скамьи.
Почти во всех школах Германии есть свои школьные газеты, а в
некоторых – даже собственные мини-радиостанции. Считается, что для тех, кто
решил пойти по стезе журналистики, очень важны принципы «чем раньше, тем
лучше» и «практика, практика и еще раз практика». Кроме того, существует
несколько возможностей получить хорошую профессиональную подготовку.
24
На журфаке можно получить классическое журналистское образование.
Его особенностью является солидный багаж теоретических знаний о СМИ.
Неотъемлемой частью обучения является и прохождение практик. Этим учеба
на журфаке существенно отличается от учебы по таким специальностям как
«публицистика или «теория СМИ и коммуникаций», которые также предлагают
многие немецкие университеты (например, в Берлине, Бохуме, Майнце,
Мюнстере).
Факультеты журналистики есть, к примеру, в дортмундском, мюнхенском
и лейпцигском университетах. Для поступления туда нужен очень высокий
проходной балл – от 1,1 до 1,4 (в Германии 1 – самая высокая оценка). В
некоторых университетах нужно дополнительно сдавать аттестационный
экзамен. Если иностранец отвечает всем критериям, то у него есть вполне
реальные шансы поступить на журфак в немецком университете.
В школах журналистики обучение длится от 15 до 24 месяцев, и основной
упор при этом делается на приобретение практического опыта работы. За время
обучения молодые специалисты, как правило, пробуют себя во всех средствах
массовой информации: в газетах, онлайн-изданиях, на радио и телевидении. В
Германии существует 16 школ журналистики. Довольно именитыми считаются,
например, Берлинская школа журналистики (Berliner Journalistenschule),
Немецкая школа журналистики в Мюнхене (Deutsche Journalistenschule
München), Школа журналистики имени Генри Наннена в Гамбурге (HenriNannen-Schule), Школа экономической журналистики имени Георга фон
Хольцбринка (Georg-von-Holtzbrinck-Schule für Wirtschaftsjournalisten).
Все школы журналистики пользуются очень высокой популярностью. В
Берлинскую школу журналистики на 16 имеющихся мест ежегодно поступают
около 1000 заявок. Поэтому соискателям нужно настроиться на строгие правила
отбора в несколько этапов. Помимо серьезного послужного списка нужно
обладать хорошей эрудицией. На тесте потенциального студента могут
спросить все, что угодно: «В каком городе родилась Ангела Меркель?», «Как
зовут председателей всех представленных в бундестаге фракций?» и «Что
значит H5N1?» Для поступления в школы журналистики нужно также очень
хорошо владеть немецким языком.
В Кёльне, где находятся редакции крупных немецких СМИ, вот уже
более 40 лет работает «кузница» журналистов. Выпускников Кёльнской школы
можно найти по всему миру. Поступить в нее могут и студенты-иностранцы.
Школа политической и экономической журналистики (Kölner Journalistenschule
für Politik und Wirtschaft) была создана в 1968 году. При тесном сотрудничестве
с Кёльнским университетом она в то же время существует автономно. Со
второго семестра студенты изучают экономику и политику, посещая занятия в
университете. В школе все базовые академические дисциплины, например,
экономику или политологию, ведут преподаватели Кёльнского университета.
Основам профессии обучают практикующие журналисты, работающие в
немецких и зарубежных изданиях и медиакомпаниях, таких как «Шпигель»,
«Хандельсблатт», FAZ, WDR, RTL, Google. По завершении четырехгодичной
программы студенты получают сертификат школы журналистики и степень
25
бакалавра экономических наук Кёльнского университета. Несмотря на то, что
финансовую поддержку школе оказывают около 60 различных организаций,
учеба в ней платная – 2 тысячи евро в полугодие. Поступить в школу
журналистики может любой желающий, владеющий немецким языком.
На студентов-иностранцев распространяются общие правила, которые
действуют при поступлении и в других немецких вузах.
У выпускников Кёльнской школы – широкий профиль. Они могут
работать в сетевых, телевизионных или печатных СМИ. За время обучения
студенты проходят от 5 до 8 стажировок, как в немецких, так и зарубежных
компаниях. Согласно статистике школы, 80% выпускников сразу находят
работу. Выпускники этой школы работают в Бельгии, Австрии, Англии, США,
Франции, Румынии и других странах. Учатся в Кельне и студенты из России.
Стать студентом немецкой школы можно и на некоторое время, приехав по
обмену. Так, студенты факультета медиакоммуникаций Высшей школы
экономики (НИУ ВШЭ) с 2006 года каждый год приезжают в Кёльн на неделю.
А весной группа студентов из Кёльна отправляется в Москву. За семь дней
студенты успевают посетить лекции и дискуссии, познакомиться с работой
СМИ, встретиться с иностранными корреспондентами.
Немецкая школа журналистики (Deutsche Journalistenschule – DJS) в
Мюнхене – старейший и один из самых престижных вузов, готовящих
работников СМИ в Германии. Она была основана в 1959 году, однако
неофициальной датой ее создания считают 29 апреля 1949 г., когда в Мюнхене
начала действовать первая в Германии «образовательная редакция» для
журналистов под руководством главного редактора газеты «Зюддойче цайтунг»
Вернера Фридмана. Сегодня школа ежегодно выпускает 45 специалистов,
вооруженных всеми необходимыми знаниями и навыками для работы в
печатном или онлайн-издании, на радио или телевидении.
Студенты вуза могут выбрать между краткосрочным прикладным курсом
продолжительностью 16 месяцев и двухлетней магистратурой, которая
предлагается в сотрудничестве с мюнхенским Университетом имени Людвига
Максимилиана (Ludwig-Maximilians-Universität München). Для поступления на
краткосрочный курс необходимо иметь законченное среднее или
профессиональное образование. Заявки в магистратуру могут подавать только
выпускники вузов (минимальное требование – наличие диплома бакалавра),
причем специальность роли не играет. Обучение в мюнхенской школе
журналистики бесплатное.
Одно из главных требований к поступающим, как и в других школах –
уверенное владение немецким языком (как устно, так и письменно) для
прохождения вступительного экзамена и последующей учебы. Однако это не
должно отпугивать абитуриентов-иностранцев. За прошедшие годы среди
студентов одного потока практически всегда оказывались один – два человека
из России или других республик бывшего СССР. По окончании учебы студенты
Мюнхенской школы журналистики должны пройти две трехмесячные
стажировки, первая из которых, как правило, проходит в ежедневной газете или
онлайн-редакции. Выбор второй ничем не ограничен, это может быть вторая
26
редакция печатного СМИ или интернет-издания, радиостанция или телеканал.
Благодаря высокому статусу и международной репутации мюнхенской школы,
спрос на учебу в вузе остается неизменно высоким. На 45 мест ежегодно
приходится около 2000 заявок, авторы которых сначала должны написать
небольшой репортаж на заданную тему. Затем 150 лучших претендентов
приглашают в Мюнхен на двухдневный экзамен.
В 2011 году медиа-концерн Бертельманна основал Международную
академию журналистики. В ней повышают свою квалификацию репортеры из
иностранных государств, работающие в условиях цензуры и преследований со
стороны властей. Часть занятий проходит в дистанционном режиме через
Интернет, другая часть – в академии в Гамбурге. О поддержке проекта заявили
главные редакторы четырех крупных немецких СМИ – еженедельника
«Штерн», журнала «Шпигель», газеты «Цайт» и телеканала RTL. Кроме того,
личное шефство над школой международных журналистов взял глава
Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.
Для учебы в магистратуре журналистов приглашает и Академия «Дойче
велле» («International Media Studies»).
И,
наконец,
еще
одна
возможность
получить
солидную
профессиональную подготовку за короткий срок – пройти стажировку в теле-,
радиокомпании или в газете. Особенность стажировки заключается в том, что
молодые журналисты набираются опыта в данном конкретном виде СМИ с
учетом его специфики. Стажировка длится от 15 до 24 месяцев и состоит из
блоков семинаров и работы в различных редакциях. Стажеры считаются
штатными сотрудниками и получают зарплату, хотя и не такую высокую, как
остальные сотрудники. Обязательным пунктом стажерских программ являются
знания в области журналистики. В большинстве случаев наличие высшего
образования является обязательным требованием к соискателям. Кроме того,
необходим хороший практически «багаж». По данным НСЖ, 85% стажеров уже
работали до этого фрилансерами.
  
В редакциях немецких средств массовой информации важность
событийного материала с точки зрения его возможной публикации
определяется 22 важнейшими факторами:
1. Значимость / широта охвата читательской среды.
2. Польза / возможный успех публикации.
3. Вред / возможный негативный эффект от публикации.
4. Степень германского участия, если событие носит международный
(межнациональный) характер.
5. Территориальная близость.
6. Культурная близость.
7. Политическая близость.
8. Экономическая близость.
9. Неожиданность.
27
10.Степень узнаваемости темы.
11.Экономическое, политическое и военное значение страны (нации), где
произошло событие.
12.Статусное значение места происшествия в Германии (число жителей,
экономическое значение, политическая роль).
13.Влияние института, группы людей или отдельной личности.
14.Авторитет.
15.Персонификация.
16.Суть разногласий.
17.Агрессия / насилие.
18.Достоверность.
19.Демонстрация.
20.Визуально зафиксированные эмоции.
21.Сексуальность / эротика.
22.Визуальность.
Источники и литература:
1. Основной закон Федеративной Республики Германия. – Bonn:
Bundeszentrale für politische Bildung, 2001. – 207 S.
2. Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка
до информационного общества. Национальное своеобразие средств
массовой информации Германии. – М.: изд-во МГУ, 1999. – 640 с.
3. Massenmedien. – Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, №309/2010. –
83 S.
4. Интернет-ресурсы: http://www.dw.de; http://www.bpb.de
Скачать