Путевые заметки фотокорреспондента - Hram-vlad

25.07.09 суббота
Москва-Мурманск
Напутственный молебен.
В аэропорту пропали документы Вовы и все уже опасались, что ему придется остаться. Когда они нашлись и
регистрацию прошли, Юра случайно сдал документы в багаж, и пришлось возвращать багаж пассажиров,
чтобы семью Царьковых могли пустить в самолет. На контроле заботливые девушки, глядя на наши сидушки,
говорили девочкам, что у них что-то прилипло сзади. Мы летели, наверное, на самом маленьком Боинге в
мире. Позади оставалась московская ночь, впереди - арктический рассвет, горы и зеркальные озера.
Мурманск встретил нас всеми своими +4 градусами. Мы приехали на вокзал, у кого-то была возможность
оценить удобство вокзальных лавок, кто-то, не теряя времени занимался рукоделием, а ответственная
группа направилась в магазин за продуктами.
Мурманск-Имандра
Как опытные туристы, мы оперативно высадились в Имандре. Но вес рюкзаков для нас оказался
непосильным и пришлось делать к месту стоянки два рейса. Дорога пролегала через подвесной мост с
прогнившими досками. Я побоялась по нему идти, и пошла по железнодорожному мосту рядом, стоило мне
отвлечься на красоты северной природы, как сзади показался поезд и пришлось срочно прибавить шагу, я
даже забыла о рюкзаке за спиной.
Разбили лагерь. Выглянуло солнце, потеплело. Кристальная вода в речке манит, переливаясь на каждом
камушке. Мы лежали на мостике и наблюдали, как далеко уплывет упавшая кепка Ани. Кепка, как ялик,
возглавляемый отважным капитаном, крепко держалась на волнах и уплыла за горизонт.
На обед – суп из собранных грибов и чай с брусничным листом.
Отслужили всенощную.
Вечер встретили, зашивая рюкзаки, просушивая детскую обувь и отбиваясь от комаров.
26.07.09 воскресение
Имандра – озеро Аку-Аку – перевал Хибин Пахчорр 20км
Утром обедница.
Надеваем ботинки, гетры, берем альпенштоки. Идем на штурм перевала. Минуем зону леса, открываются
фантастические пейзажи – мхи, карликовые деревья. Карабкаемся по камням, Маша прищемила палец и он
опухает.
Долгожданное озеро Аку-Аку оказалось ярко-бирюзового цвета, с прозрачной водой и опасной полочкой
над ним. Идя по полочке мы подбадривали друг друга и старались не смотреть вниз. С трясущимися ногами
и руками, ошарашенными глазами, мы все-таки преодолели опасный участок, упала только бутылка с водой.
Перекусываем сухофруктами.
Идем дальше мимо водопада.
С трудом преодолеваем подъем. Когда мы думали, что перевал уже близко, мы узнали, что у нашего
проводника – Олега, это третья попытка пройти через этот перевал – предыдущие оканчивались тем, что он
его не нашел. Учитывая, что разостлался туман, а навигатор давал противоречивые показания, мы
рисковали и в этот раз промахнуться. На каком-то этапе мы остаемся, а Олег идет искать дорогу один. Олег
возвращается с хорошими вестями, радостно связывается по рации с базой, и сообщает, что мы придем
часов через пять. Мы не верим, что еще так долго идти, учитывая наше состояние, это кажется нереальным.
Поднимаемся на перевал, на широкое снежное поле, теряющееся в тумане. Начинается катание по снегу,
фотографирование, игра в снежки и прочее веселье.
До лагеря мы шли долго, оказалось, говорить о еде можно часами, и никому от этого не становится скучно.
Мальчики нашли тележку и часть пути везли девочек. В половине двенадцатого мы вернулись к
гостеприимному очагу и заботливому дежурному. На вечернем правиле тем, кто устал, разрешили молиться
сидя.
27.07.09 понедельник
Имандра-Хибины
Утро началось бодрыми криками Алексея и нашими неуклюжими попытками повторять его гимнастические
упражнения. После зарядки водили хоровод – поздравляли Валю с днем рождения. После обеда мы
снялись с лагеря, взвалили на себя рюкзаки и поплелись к станции, оказалось, с поклажей окружающие
пейзажи кажутся гораздо менее занимательными. На платформе мы вели себя не по правилам и нам
пригрозили в громкоговоритель штрафом. Чтобы добраться до следующего места стоянки нужно ехать на
электричке. Выясняется, что поезд перепрофилирован, и возит теперь только рабочих. По прибытии поезда
оказалось, что он состоит из открытой платформы, одного вагона и красивого красного локомотива. Первые
попытки договориться с проводником натолкнулись на резкий отказ. Батюшка сказал детям, чтоб молились.
Дети притихли. Из поезда доносился разговор на повышенных тонах, положение казалось безнадежным, но
неожиданно настроение проводников изменилось и мы, забросив рюкзаки на платформу, разместились - 27
человек в двух купе. Дорогой дети пели, на нашей станции проводникам уже было жалко с нами
расставаться.
Высадившись, мы сделали небольшой круг по лесу, пока вышли на наш путь. На дороге встретилось два
сложных моста. Один – совсем непроходимый, у маленькой Маши нога провалилась в дыру и Таня
вытаскивала ее. За нами увязалась собака, она боялась идти по мостам и после пары неудачных попыток
переплыть горную речку отчаянно выла на другом берегу. Уже когда мы поставили палатки, мокрый пес всетаки вышел из воды рядом с лагерем. Лагерь мы разбиваем в незапланированном месте, туда, где
планировали остановиться, дойти не смогли, тяжело, из-за этого наши походы до перевалов удлиняются.
Погода хорошая, и мы решаемся на освежающие процедуры в речке. По-моему, никто не видел как мы
уходили, но по возвращении нам говорили «с легким паром», видимо наши крики не смог заглушить даже
рокот реки.
Вечер, дети спят, у костра, чай Белые ночи, откуда-то появившиеся сушки и орехи.
28.07.09 вторник
Хибины – долина реки Малая Белая – перевал Рамзая 40км
На перевал (мы планировали перевал Ферсмана), пошли сокращенной группой – те, кто чувствовал в себе
силы. Пробирались через болота, ручьи, бурелом. Несколько раз уходили не в ту сторону и приходилось
возвращаться. Привалы и песни под дождем. К вечеру вышли к реке, за которой долина. Решили
разделиться. Дети и Алексей с Гулей остаются, остальные, по желанию, ускоренно идут до перевала и идем
назад вместе. Девять человек пошли вброд к долине. Вызвался идти и Вова, но его снесло течением, он
промок, и ему пришлось остаться. Необычное ощущение, когда в непромокаемые ботинки сверху
наливается вода. Мне Гуля перекинула через речку свои сухие ботинки и я шла единственная с сухими
ногами.
Мы проходим мелколесье, входим в долину реки Малая Белая. Горы, замыкающие ее с двух сторон,
украшены снегом, река мелкими прожилками рассыпается по днищу. На низком небе тучи, изредка
пропускающие солнечные лучи. Пронзительная чистота охватывает, будто погружаешься в идеально
прозрачную горную воду. У подножия перевала мы встречаем пару туристов лет шестидесяти,
поселившихся здесь в палатке.
Черный перевал Рамзая выглядит устрашающе. Мы поднимаемся, прыгая по крупным камням или
передвигаясь по сыпухе. Вышли на снег, повеяло как из морозилки. Поднялись на верхнюю точку перевала –
ветром приносит то теплые потоки, то окутывающие нас облака. Спели тропари великомученику и целителю
Пантелеимону, Божией Матери. Нашли тур, оставили записку: «Группа прихода храма Владимирской иконы
Божией Матери, Москва, в составе 9 человек под руководством о. Сергия (Тришкина) совершая радиальный
выход поднялась на перевал со стороны реки Малая Белая 19:50. Пасмурно. Спуск по маршруту подъема»
Тем временем группа за рекой как-то умудрилась просушиться и даже сделать чай. Они, не дожидаясь нас
пойдут в лагерь одни.
Обратно по долине пытались идти в бодром темпе, но видя, как спотыкается Юра, можно было понять, что
он идет наперекор мозолям и усталости. Из группы, которая шла впереди нас к лагерю передали, где можно
перейти реку по бревнам. Возвращаемся другим путем, читая на песке подбадривающие послания первой
группы. Заболело колено у Олега, а наша аптечка ушла с первой группой в лагерь . Дождь усиливается.
Лагерь не выходит на связь, несмотря на наши настойчивые попытки. Пришлось переходить вброд еще одну
реку. Дождь усиливается, мокрыми становятся не только ботинки, но и все, что соприкасается с телом. По
лицу скатываются потоки воды. Послания первой группы размыло водой, но на повороте к лагерю они,
кроме стрелок оставили сосновую ветку для ориентира и мы смогли добраться до лагеря. Нас ждали –
накормили ужином. Просохнуть, правда, не удалось – все дрова истратили на просушку дети. В палатках
стояли лужи. Но мы все же были рады оказаться дома.
29.07.09 среда
дневка
Утром сопровождающая нас собака обнаруживается в палатке Борисоглебских, прячется от дождя. По плану
у нас перевал Петрелиуса, но мы остаемся в лагере – сушимся, устраиваем баню. Днем через лагерь
проходит метеоролог с гигантской собакой. Для детей натягивается переправа через речку, устраиваются
конкурсы занятия по завязыванию узлов.
Завариваем Иван-чай и малиновый лист.
Маша неудачно спрыгнула с бревен и повредила ногу, ей наложили тугую повязку, дали обезболивающих,
нога опухла.
30.07.09 четверг
Имандра-Хибины
Проснулись под проливным дождем, собрали мокрые палатки в мокрые рюкзаки, пошли на станцию. Я
упала в лужу, и из-за тяжелого рюкзака не могла подняться без посторонней помощи, благо ее пришлось
ждать недолго. Дошли до станции и попали под кров на остановку вместе с путевыми рабочими, другая
часть группы оказалась отрезана от нас проходящим товарным поездом. Благополучно садимся в автобус и
едем до Хибин. Приезжаем на учебно-научную базу геологического факультета МГУ, рядом с Хибиногорским
монастырем, ура – нас приняли. Здесь сухо и даже есть душ. Рядом с монастырем на вершине горы
водружен крест.
Машу отвезли в больницу, сделали рентген, перелома нет, но нужен покой.
Кировск произвел впечатление заброшенности. Посетили минералогический музей.
31.07.09 пятница
Хибины - прервал Географов – Тахтарвумчорр
На перевал Географов идем через ботанический сад. Тропинка едва прослеживается. Иногда она переходит
в сыпуху. Большие камни тоже могут быть ненадежными, из-под ноги Андрея по крутому склону улетел
большой камень. Встретили детскую научно-исследовательскую экспедицию. На перевал шли трудно – по
шатким валунам, было страшно, что нога на скользком мху может поехать. Едва последние догоняли
отдыхающих первых, им приходилось не останавливаясь идти дальше. На перевале пели тропарь Святителю
Николаю, ели сухофрукты. Сидели в облаке на высоком камне.
С перевала дети пошли обратно, им предстоял брод и долгая дорога. А мы, часть взрослых, пошли на
перевал Тахтарвумчорр. Мы поднимаемся выше, очень хочется пить, нигде нет ни родника, ни ручья.
Поднимаемся дальше. Вдруг видим камень, с которого капает вода, пытаемся напиться каплями, но этого
недостаточно. К счастью, нашли под камнем лужу, зачерпнули из нее тарелкой воды с водорослями и с
наслаждением выпили. Высота 1040 метров – мы вышли на плато, покрытое мхом и лишайниками. Туман и
тишина. Читаем стихи. Туман сгущается, после долгого пути мы оказываемся у обрыва, с которого в разрывах
облаков, как с самолета виднеются игрушечные деревья, долина. Мы ищем ущелье со снежным спуском.
Из-за плохой видимости найти его сложно, натыкаемся на обрывы. Туман сгущается, с базы советуют
вернуться.
Судя по приборам, мы пришли на место начала спуска, но мы никак не можем найти снежный склон, кругом
отвесные стены, стоит отойти на 30 метров и приходится кричать, чтобы найти друг друга. Мы, наигравшись
с эхом, устраиваем привал, поем тропарь Святителю Николаю, едим сухофрукты, и фасоль, вдруг в одном
направлении туман рассеивается, и мы скорее идем туда, потому что есть хоть какой-то обзор, оказывается
это именно тот спуск, который нам нужен. От снега холодно ногам.
Начинаем спуск. Батюшка идет навешивать веревки с ледорубом: «молитесь». Решают, что лучше идти по
рантклюфту – щели между скалой и подтаявшим снегом. Идем без страховки, склон крутой. Я цепляюсь за
все и всем, быстро оказываюсь черной с говоры до ног. Мужчины в сложном месте сделали уступы в снегу.
Мне было хорошо, что рядом есть кто-то, кого нужно подбадривать и нельзя самой поддаваться страху.
Дальше нужно провешивать веревку. Пошел Олег, соскользнул и катился несколько метров по склону, пока
не зарубился ледорубом. Идем по веревке, иногда просто на страховочном узле, мокнут перчатки, падаешь,
мокнет одежда, устают руки. Провешиваем перила, между ними стоим, прислонившись к скале. Для
поддержки настроения Вова угощает шоколадом. Из-за тумана не видно, далеко ли еще спускаться. Час
ночи. У Лены застревает веревка в рантклюфте, Юра без страховки карабкается на помощь. Провешивали
десять веревок. Доходим до зоны камней – туман рассеивается, видим, что мы на уровне вершины
противоположной горы. Самое сложное – большие ненадежные камни – в одном месте я покатилась вниз –
порвала брюки. Туман рассеялся, мы смотрели, и не могли поверить, что спустились с такой высоты.
«Святитель Николай уже замучился нам помогать,» - «Ничего, ему это в радость».
Идем по долине. База на связи каждый час, они не спят. Идем по скользким камням, с нетерпением ждем
полосу кустарника, но когда доходим, оказывается что под слоем кустарника – камни и ямы, только идешь
вслепую, продираясь сквозь кусты.
Мы вернулись в половине пятого утра, нас встретили, в столовой ждал горячий завтрак. Я заглянула на
кухню, там стоял стул, накрытый одеялом, оно сбилось на бок, было видно, что в него кутался кто-то,
прождавший
нас
всю
долгую
ночь.
01.08.09 суббота
Утром те, кто мог встать поехали в альпийско-арктический ботанический сад, рассказывали о первом
исследователе северных растений Стродискане, садовнике герцога Букенгемского, показывали альпинарий.
Захотев пить мы, недолго думая спустились к ручью, и напились все, зачерпывая ладонями ледяную воду.
Вечером – на службу в монастырь. Монастырь посвящен Казанской иконе Божией Матери, в нем одна
монахиня и игуменья. Литургию служат каждый день в 7 утра. Вместе с нами в монастыре была группа
паломников из Мурманска, их было больше, чем местных прихожан.
02.08.09 воскресенье
Утренняя служба в монастыре – пели наши дети, а местные бабушки говорили: «Хорошо поют, наверное
учатся у себя в Москве в консерватории на регентов». В монастыре нас угостили разнообразным вареньем,
которое мы ели до конца похода.
Посещаем краеведческий музей.
Едем на поезде до Кеми.
03.08.09 понедельник
Кемь-Соловки
На пристани в Кеми холодно, ветер, ночные сумерки. Виднеется место съемок фильма Остров. Нас забирает
катер Святитель Николай. Святитель, как капитан, смотрит с иконы прямо по курсу. Несмотря на
трехбалльный шторм, мы грузимся и отплываем. Чайки и поморники летят за катером, но постепенно и они
сдаются. Каюта, где мы расположились, постепенно пустеет, наша группа перебирается на палубу,
противостоять качке смогли немногие. Волны захлестывают катер, и даже тех, кто стоит на корме обдают
потоки воды. В икону ударяют соленые волны и ветер. Но вот показались стены обители. Трудно себе
представить, как основатели монастыря на лодке совершили когда-то такое путешествие.
Размещаемся в монастырской гостинице. Наша провожатая одета по погоде – в пуховых гамашах и теплых
ботинках.
На экскурсии по монастырю большая часть группы присаживалась в каждом зале на лавочки и задремывала.
Самые ответственные слушали экскурсовода, но запомнилось немного. Сам монастырь поражает своей
монументальностью, не ожидаешь увидеть на отдаленном острове такую крепость. В трапезной накормили
супом, гречкой и вкуснейшим монастырским хлебом.
Вечером смотрим на закат на море.
04.08.09 вторник
Идем вдоль Святого озера в Филиппов скит. Вдоль дороги собираем воронику (шикшу).
Едем на Секирную гору – поражают письма соловетских заключенных, размещенные на стендах. Поклонный
крест новомученикам. На горе – храм-маяк, он действующий, но нас пустили совсем ненадолго из-за
ремонтных работ.
Вечерняя служба, после которой хочется остаться в монастыре – даже на самых черных работах, лишь бы
быть здесь.
05.08.09 среда
Причастие.
Перед отъездом экскурсия на Заяцкий остров. Там с интересом пробуем ламинарию, какие-то еще
водоросли. Говорят, если сделать из мокрицы котлеты, их не отличить от мясных. Мы, конечно, пробуем и
ее. Весь остров покрыт зарослями вороники, и к концу экскурсии губы и языки детей синеют. Смотрим на
лабиринты, старательно вытоптанные экскурсоводами.
Наш катер сопровождают чайки, у некоторых они ели с рук, а некоторых даже укусили за палец. Поморники
тоже следуют за нами, они отбирают добычу у чаек.
На причале у монастыря забираем пассажиров до Кеми. Нос соседнего катера красят, монах, не заметив
этого, идет по свежевыкрашенной палуби и, переступив наш катер оставляет следы, корабельщики смеются:
«Почаевской». Солнце и полный штиль благоприятствуют нашему путешествию.
В Кеми мы идем на подворье монастыря – там трехэтажные настилы, на которых подряд по 3-5 спальных
мест. Когда выключают свет, наступает абсолютная темнота и выбраться с настила становится невозможным.
Но это лучше, чем переполненный вокзал.
06.08.09 четверг
В поезде – читаем о монастыре, играем в ассоциации, едим мороженое. Обсуждается совершенный поход,
планы следующих – горные или водные, на юг или на север?
По возвращении служим благодарственный молебен.