Рассказ геолога

advertisement
Амарский Вадим Георгиевич, известный полевик-геолог
Это был второй полевой сезон, после того, как мы нашли летом проявления молибдена.
Вот мы продолжаем поиски... идём в маршруте, втроем по юрским отложениям. Юра - кондовая, «железная», спускаемся с небольшой горки вниз, а там развалы кварцевые, обломки
разной величины от кулака до тридцати сантиметров в диаметре. Видел я их и до этого... и где
только я их не видел?! Особого энтузиазма эти кварцевые обломки не вызывали. Может быть
золото в кварце, а может и не быть. А среди юры чтобы это было? Никто и никогда такого
золота не видел. Вот потому и установки геологам не было, чтобы среди юрских песчаников
что-то новое найти и не ставились задачи такие, что оказалось глубоко ошибочным...
Ну вот мы спустились... Я стукнул молотком по одной глыбе, разбил её и поднимаю камень.
Не знаю почему... какие предчувствия у меня были, но я вдруг повернулся к ребятам и сказал:
«Мужики, сейчас ударю следующую глыбу, золото будет!»
Они заржали. Пошутил вроде. Бью следующую глыбу, раскалываю её на две части... она
разлетается, и вот золотина размером миллиметров восемь разорвалась, а кончики торчат, обрывы видны в обеих частях скола. Я уставился, поражённый... ну и началась проверка кварцевых глыб на золото. Там масса их - мелких кварцевых глыб. А золото это или не золото ещё
толком не можем определить. Оно необычайно ярко-ярко жёлтое. И всё же это было золото,
которое впоследствии оказалось очень высокопробное. Там у нас в этом районе пробность золота доходила до 990 пробы. Потрясающий ярко жёлтый цвет и никаких оттенков! Хотя, когда
золото высокопробное - это именно золотисто-жёлтый или какой-то ярко жёлтый цвет. Ни
красноватых, ни зеленоватых, ни коричневатых оттенков нет - всякое бывает от примесей в золоте, а тут один жёлтый цвет. Ну, мы так в азарте расколотили всё! Настоящая золотая лихорадка... До пяти-шести миллиметров золотины. Набрали, если память мне не изменяет, грамм
170... А потом мы это дело перспективное «раздвинули» - масса жил появилась - всё это среди
юры, среди юрских песчаников.
Не получилось пока объекта. Причём оказалось, что мощность вот этих делювиальных отложений, которые перекрывают подножие склонов и сами склоны -чудовищная. Чтобы
вскрыть кварцевые жилы с золотом, завезли 30 или 50 тонн аммонита и смогли выбить всего
2 канавы глубиной до 10 метров.
Оказалось, что в этих кварцевых жилах содержание золота в пределах 17-19 грамм на тонну. Всё просто, если бы это было рядом с дорогой, а это 400 километров от населённого
пункта. Вот если это было более доступно, мы бы конечно провели буровые работы. А золота
много там!
Рассказ геолога
(На плёнке не сохранилось имени)
... Ленька уехал в Алдан работать. Он работал у нас. А там как раз перед этим где-то в 197776 году нашли новые рудопроявления... Солдатка, Тимутное, недалеко от Мамы. Вот этот Аметистовый - рудопроявление. Ну и в марте месяце они на УАЗе поехали поискать место для базы. Леньку назначают начальником партии поисковиков, которая вот этот объект должна выкопать, дать заключение его перспективы. Вот на УАЗике послали: завхоза партии, шофера и
его. Приехали туда, долго искали хорошее место по берегу речки. И наконец выбрали, лучше нет места, чем там, где старинный старательский поселок 20-30 годов стоял, - терраса,
чисто всё нормально. И они решили, что рядом с этим поселком и базу сделаем, хотя обычно
стараются на чистых местах. Вот по этому поводу, то ли обедать собрались, то ли чай вскипятить, а сушняка не было рядом для костра. Монтировку взял он и пошёл метров за пятьдесят
к ближайшему старому зимовью, постройки тех легендарных лет. В угол его вставляет монтировку взял он и пошёл метров за пятьдесят к ближайшему старому зимовью, постройки тех
легендарных лет. В угол его вставляет монтировку, повернул бревно, а его нога проваливается в
труху и оттуда выпадает бутылка с золотом. Я не помню сколько он говорил 7 или 9 килограмм...
Ну вот дальше очень интересно было. Он схватил её и кричит: «Смотрите, ребята, что я
нашёл!». Ну, посмотрели, говорят, максимальный размер самородков был такой, чтобы в горлышко пролазили.
Встал вопрос, а что с золотом делать? Значит, завхоз - поделим и прочее. Ленька -сдадим.
Шофер - как коллектив решит. А дальше приехали они в Алдан, куда положено сдали, объяснительную написали. Перекрестные допросы выдержали. Их таскали, им выплатили какое-то
вознаграждение - 25 процентов. А потом, когда Леня это рассказывал, прошло уже полгода, он говорит: « мы не уверены, что за нами до сих пор не следят».
... Там верховья реки Этинги. Что она из себя представляет действительно, нартовую дорогу
по камням делали. Вот крутой склон, площадка и метров 200 пропасть, разлом молодой, каменная стенка. Мне кто-то сказал, что это именно та тропа, по которой спиртоносы из Китая ходили в эпоху золотой лихорадки на Алдане, и именно здесь их на обратном пути подстерегали хунхузы, убивали, забирали золото, а тела сбрасывали вот в эти пропасти. Я не поленился, обошел,
спустился туда вниз, чтобы документальные свидетельства найти. Ничего не нашел, может
быть, звери растащили, заросло.
Потом стоянку 1642 или 1643 года Пояркова на устье Сутама искал. Бесполезно. Целый
день пролазил. Хотя есть одно место любопытное, я там не был, мне ребята рассказывали. Недалеко от озера Токо. Там как раз эти Ямбуйские места. Что-то там делали, на горе, на высоту
около 1700 метров затащены толстые лесины, сделано что-то вроде рудоспуска - внизу короб,
решето, на которое все это падало. Что-то там добывали. Я говорил им, хоть бы камень оттуда
взяли, посмотреть, что за порода.
...Крупную рыбу всю уже выбрали, остался хариус большой в горных речках, клев хороший. Да самородная речка там, оригинальная. Верховья могут быть с очень хорошим золотом,
хотел попасть туда - не получается. По старинным архивным данным, находили там самородки
до 60 граммов весом Там старые шурфы нашли.
Вообще, места там интересные и геологические, и природные. Красота. Причем очень оригинальные горные притоки, очень круто текут, поскольку по коренному вырубу, и обязательно
с самой вершины, где-то 2000-2200 высота и ледниковое озеро, причем довольно приличное до 250 метров в диаметре. Дикая природа...
Из книги «Баллада об экспедиции»
Дежурный"... медведь
В тайге с геологами случаются всякие истории; комические, драматические,
иногда, к сожалению, трагические. Что ж поделаешь, работа такая.
В 1979 году отряд из четырех человек искал золото на юго-востоке Якутии, в междуречьи Гонама и Алгомы. Площадь поисков - безлюдная горная страна и настоящий медвежий
рай. Медведи почти каждый день встречались в маршрутах, нередко навещали наш лагерь
и в наше отсутствие бесцеремонно лакомились сгущенкой, сахаром, сливочным маслом, не
брезгуя также мукой и крупами.
В маршруты со мной ходил студент-практикант Сережа Калугин. Как-то утром во время
завтрака у костра он заметил,
что наша пара встречается
с медведями обязательно в
день его дежурства по лагерю. Мы приняли к сведению его наблюдение, посмеялись и ушли в
маршрут.
День был жарким, на небе ни облачка. Спускаемся с Сережей по крутому склону в днище ручья, заросшее стлаником. Я впереди, Сережа в 10-15 метрах за мной. Третий час дня,
пора передохнуть, пообедать и попить чаю. Последние 100 метров склона покрыты толстым слоем мха, я ни разу не ударил молотком, тишина.
Подходя к ручью, обернулся и крикнул Сереже, что здесь будем обедать. На мой голос изпод ближайшего куста стланика поднимается громадный, как мне показалось, медведь и с
ревом идет на меня. Я выхватываю пистолет. Укрыться негде, бежать бесполезно, жду, чтобы
стрелять наверняка. Испугаться еще не успел, собран, целюсь в область сердца, единственная мысль - не выстрелить раньше времени и, конечно, попасть.
Сережа уже возле меня, наставил на медведя, как ружье, тpy6y радиатора. Молчим. Медведь
уже в трех метрах от нас, я вижу его маленькие, коричневые, злые, дремуче-таежные глаза,
громадные клыки ослепительной белизны в оскаленной пасти. Еще шаг и...
В это время он круто и резко разворачивается, опускается на все свои четыре
лапы и громадными прыжками, бесшумно убегает вверх по ручью, несколько секунд провожаю его взглядом, поворачиваюсь к Сереже и спокойно, без тени юмора, на полном серьезе
спрашиваю его: "Серега, а разве ты сегодня дежурный?". И вот тут-то я по-настоящему
испугался, ноги стали ватными и непослушными.
А когда понемногу пришли в себя, не задерживаясь, забыв про отдых, обед и чай
двинулись в сторону, противоположную той, куда ушел медведь. Сережу пустил впереди
себя, сам иду за ним, сделаю несколько шагов и неудержимая сила заставляет меня обернуться - не скрадывает ли нас медведь, не идет ли за нами. Медведь, к счастью, нас не преследовал. ...А Сережа в этот день дежурным не был.