Ð - сеть организаций &quot

advertisement
Круглый стол «Доступ бездомных людей к медицинской помощи в Москве»
24 мая, 2013 года
Участники:
Елена Алексеевна Коваленко – руководитель проекта «Содействие развитию НКО,
работающих с социально исключенными категориями граждан» Института экономики
города
Евгения Михайловна Бродская - заместитель начальника Управления, начальник
отдела организации защиты прав застрахованных, Московский городской фонд ОМС
Анна Николаевна Афанасьева - зам.директора дирекции ОМС в г. Москве ЗАО “МаксМ”
Александра Владимировна Мешкова - ведущий специалист АПП “Уполномоченного по
правам человека в г. Москве”
Елена Игоревна Кондрахина - Координатор проекта “Доступность здравоохранения”,
СПБОО “Ночлежка”
Алексей Варсопко - СПБОО “Ночлежка”
Зиля Ханифовна Гутова - зав. отделения для лиц БОМЖ ГП№5
Марина Елисеевна Боброва – социальный работник отделения для лиц БОМЖ ГП№5
Мизрахи А.А. - Ст. медсестра здравпункта для лиц БОМЖ ГП№5
Елена Евгеньевна Никульникова - зам. исп. Директора МОО “Справедливая помощь”
Максим Николаевич Новоселов - РОО ”Милосердие”
Елена Вячеславовна Петровская – старший социальный работник, Служба помощи
бездомным в больницах, РОО “Милосердие”
Виктор Викторович Дрозд - ГКУ ЦСА “Люблино”
Алёна Корнеева, Дина Шагалова, А. Лапшина – волонтеры движения “Друзья на
улице”
Наталия Викторовна Встовская - Фонд “Общее дело”
Евгения Сергеевна Генералова - ОКСФАМ
Александр Федотов и Анна Федотова, волонтеры движения “Курский вокзал.
Бездомные, дети”
Илья Кусков – руководитель направления по помощи бездомным Синодального отдела
по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, директор
БФ «Помощник и покровитель»
Емилиан – руководитель Дома Трудолюбия «Ной»
СТЕНОГРАММА
Е. Коваленко (ИЭГ): Сначала будет представлен опыт Санкт-Петербурга, затем состоится
дискуссия о том, как работает система обеспечения полисами ОМС бездомных граждан в
Москве.
Е. Кондрахина (СПБОО «Ночлежка»): Я хочу поговорить об опыте нашей организации в
содействии в оформлении медицинских полисов бездомным гражданам, и для начала
очень коротко хочу остановиться на тех изменениях в законодательстве, которые
произошли за последние 2 года. С принятием нового Федерального закона об
обязательном медицинском страховании в 2010-м году, впервые медицинский полис
смогли получить граждане России, у которых в том числе нет регистрации или нет
документов, удостоверяющих личность. Сам порядок оформления полиса предусмотрен
Правилами обязательного медицинского страхования. Эти правила утверждены Приказом
Минздравсоцразвития № 158. Нас интересует в данном случае пункт 9-й. В соответствии с
ним, те граждане, у которых есть паспорт, но нет регистрации не только в Москве, но и
вообще на территории Российской Федерации, напрямую обращаются в пункт выдачи
полисов, где они оформляют полис - теперь отсутствие регистрации не составляет для них
никакой проблемы. В случае, если у гражданина отсутствует документ,
удостоверяющий личность, то есть паспорт, при обращении в страховую
медицинскую организацию необходимо предоставить ходатайство от учреждения
социальной помощи. Это могут быть дома ночного пребывания, как у нас в Петербурге,
в Москве это центры социальной адаптации. Образец такого ходатайства можно
посмотреть в методических указаниях Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, Приложение 2. То есть тут придумывать ничего не нужно, нужно просто это
ходатайство распечатать и заполнить. Оно заполняется на бездомного человека с его слов
(это предусмотрено Методическими рекомендациями ФФОМС). С этим ходатайством
гражданин приходит в пункт выдачи полисов и по ходатайству оформляет полис ОМС.
Закон предусмотрел возможность получения полиса ОМС абсолютно для любого
гражданина Российской Федерации. Но, конечно, мы столкнулись с проблемами в
Петербурге. Первое, с чем мы столкнулись, это отказы самих страховых компаний в
оформлении полисов тем гражданам, у которых регистрации нет. Когда мы с этим
сталкивались, мы обращались по телефону к руководителям страховых медицинских
организаций, к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования, с
которыми мы сотрудничаем уже несколько лет. После нескольких таких обращений
Территориальный Фонд направил информационные письма в адрес страховых
медицинских организаций, где сообщил порядок оформления полисов гражданам
при отсутствии регистрации либо при отсутствии документов, удостоверяющих
личность. Отказы случаются и сейчас, но мы это решаем также в рабочем порядке: мы
звоним, просим информировать, и ситуации решаются положительно. С этим проблем
нет.
Кроме того мы, конечно, сталкивались с тем, что государственные учреждения
социальной помощи не давали ходатайства бездомным гражданам. Если такие
ситуации у нас случались, мы обращались в Комитет по социальной политике города
Санкт-Петербурга с просьбой информировать сотрудников подведомственных им
учреждений. Комитет по социальной политике связывался с домами ночного пребывания
и сообщал социальным работникам, что необходимо такое ходатайство бездомному
гражданину предоставить. После ряда таких обращений Комитет по социальной
политике утвердил методические рекомендации по организации работы с лицами без
определенного места жительства, и направил их в свои структурные подразделения,
то есть в нашем случае это дома ночного пребывания. Также мы сталкиваемся иногда с
тем, что социальные работники не информированы с этим порядком, и звоним в Комитет
по социальной политике, который уже обязывает сотрудников своих подразделений
оформлять такие ходатайства. Всего в 2012-м году у нас было выдано 2074 полиса для
граждан с паспортом без регистрации и 1575 полисов тем гражданам, у которых нет
паспорта (по ходатайству).
У нас была актуальна проблема оформления полиса тем бездомным гражданам,
которые уже поступили в стационар, то есть, как правило, речь идет об экстренной
госпитализации. Человек поступает на отделение, и уже, находясь на отделении, он
прийти в социальное учреждение за ходатайством не может, и возникает проблема с
качественным оказанием медицинской помощи. Мы, СПбБОО «Ночлежка», вместе с
Комитетом по социальной политике обратились с предложением к Комитету по
здравоохранению Санкт-Петербурга, чтобы утвердить следующий порядок работы. При
поступлении бездомного пациента представитель больницы, любой медицинской
организации, может позвонить в Дом ночного пребывания соответствующего района, где
эта больница находится, и попросить прийти социального работника, и уже прямо на
месте оформить ходатайство. Это позволяет избежать как трудностей для пациента с
получением качественной медицинской помощи, так и трудностей для самой больницы,
которая может возместить свои расходы на лечение. То есть ему в этот же день
оформляется полис. Те 1575 человек, которые у нас смогли получить полис без
паспорта в 2012 году, в большинстве оформили сам полис уже в стационаре. У нас в
скоропомощных больницах, в некоторых крупных больницах, куда, как правило,
поступают бездомные пациенты, есть социальные работники. И сами эти социальные
работники по своей инициативе стали ходатайствовать прямо от больницы, то есть за этим
ходатайством не обращались в дом ночного пребывания, а прямо от больницы писали
ходатайства на имя территориального фонда, это не усложняло цепочку, и они получали
полисы. Из вот этого общего числа, которое я назвала, - 1575 человек, 1524 человека
оформили полис прямо в стационаре. То есть в дом ночного пребывания пришлось
обращаться только в 50-ти случаях. Это очень внушительная цифра, мне кажется, и она
свидетельствует о том, что ситуация изменилась к лучшему. Мы смогли этим людям
помочь, мы работаем над этим постоянно.
Елена Коваленко (ИЭГ): Спасибо большое, Елена. Мне бы хотелось попросить сначала
представителей ТФОМС Москвы прокомментировать то, как у нас устроена система в
Москве. И дальше коллеги, те, кто именно оформляют полисы, уже могли бы рассказать
об опыте оформления полиса, как это происходит на практике.
Е. Бродская (МГФОМС): Полис обязательного медицинского страхования выдается в
соответствии с законодательством. В законе № 326-ФЗ четко определены категории
граждан, которые имеют право на полис ОМС. Это все россияне, за исключением
военнослужащих, и лиц, которые приравнены к ним; это иностранные граждане,
постоянно проживающие или временно проживающие, то есть либо у них есть вид на
жительство в России, либо есть разрешение на временное проживание (это штамп в
паспорте на 3 года). А также те, кто имеет право на медицинскую помощь в соответствии
с Федеральным законом о беженцах, 4 категории.
Дальше в развитие этого Федерального закона есть Правила обязательного медицинского
страхования, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития России № 158н от 28
февраля 2011-го года. По этим правилам четко определено, какие документы граждане
должны предъявлять при выборе страховой компании, для того, чтобы получить полис.
Для иностранных граждан все очень четко, только 2 категории граждан, постоянно и
временно проживающие [имеющие подтверждающие документы] могут получить полис.
Поэтому речь вести можно о лицах без определенного места жительства, которые
являются исключительно гражданами Российской Федерации. Граждане Российской
Федерации должны предъявить следующие документы: до 14 лет - это свидетельство о
рождении, паспорт законного представителя; старше 14-ти лет – паспорт, а также еще
СНИЛС при наличии. Дальше они заполняют типовое заявление в страховой компании,
или законный их представитель, о выборе страховой компании, и заказывают полис. В
день обращения они получают временное свидетельство. Сам полис будет изготовлен
примерно через 30 рабочих дней.
Предусмотрено Правилами, что если есть вот такая социально незащищенная
категория граждан, то учреждение социальной защиты населения (это дома ночного
пребывания, социальные приюты и т.д.) имеют право оформлять ходатайства на
этих граждан. Но прежде всего, оформляется ходатайство об идентификации в
качестве застрахованного лица. Надо понять он есть ли человек уже в системе
обязательного медицинского страхования, в регистре застрахованных лиц на территории
Москвы или в Федеральном. И вот таких ходатайств об идентификации в качестве
застрахованного лица у нас за 2012 год прошло около 100 тысяч. Очень многие были
найдены либо в нашем регистре, либо в федеральном регистре застрахованных лиц. И раз
есть человек в регистре застрахованных лиц Российской Федерации, не важно в Москве
это или не в Москве, то медицинское учреждение может формировать счет. Дальше счет
этот выставляется, если в Москве страхуется, - московской страховой компании, если
застрахован на другой территории, то наш Фонд оплачивает медицинскому учреждению и
дальше формирует счет и направляет на ту территорию. Было несколько десятков вот
таких ходатайств, которые поступили в отношении лиц, которые находятся в
учреждениях социальной помощи, и у них были удостоверяющие личность
документы, и удалось заказать на этих граждан полисы.
Что касается медицинской помощи, есть возможность говорить сейчас не только о
полисном обеспечении, надо говорить о том, что в целом у них доступ к медицинской
помощи, конечно, есть. Очень часто, и во многом, нуждаются в экстренной медицинской
помощи, потому что они попадают в такие ситуации, в такие жизненные коллизии,
которые требуют экстренности. По нашему законодательству, экстренная
медицинская помощь, скорая медицинская помощь, она оказывается
безотлагательно государственной муниципальной системой, стационарными,
амбулаторными учреждениями, службой скорой помощи безотлагательно и
независимо от полиса. И вот в этой ситуации у нас таких граждан очень много. Москва
привлекательный город для очень многих категорий людей, и они получают эту
медицинскую помощь, в общем-то, бесплатно. Мы обращались в Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования специальным письмом, о том, как это должно
финансироваться, потому что, когда вышел этот закон, число этих граждан не
уменьшилось по сравнению с прошлым периодом, их достаточно много, особенно много
их страдает в холодное время года. Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования ответил нам соответствующим письмом. Я захватила кусочек этого письма,
не столь важно какой у него номер, но мы получили ответ за подписью председателя
Федерального Фонда ОМС о том, что если человек не идентифицирован в системе
обязательного медицинского страхования, медицинская помощь, которая ему
оказывается, должна финансироваться за счет бюджетных средств.
Е. Коваленко (ИЭГ): Я хотела все-таки уточнить, были ли ходатайства по поводу
тех, кто без паспорта, и случаи оформления полиса людям бездомным, у которых не
было паспорта? Или таких случаев в Москве вообще пока еще не было?
Е. Бродская (МГФОМС): Нет, почему, и такие случаи бывают, но дальше социальная
организация занимается, у которой есть функции не только по обеспечению полисом
ОМС. В первую очередь, это восстановление для этих граждан документов. И
организация медицинской помощи.
В. Дрозд (ЦСА «Люблино»): Я, как представитель государственной организации
хочу сказать, что оформление полиса выходит на второй план после оформления
документов. Человек, попав в государственную структуру, первое, что ему начинают восстанавливать документы. Если он нуждается в неотложной помощи, то никогда
отказов нет. Вот, у нас, слава Богу, за последние 3 дня ни одной госпитализации из всех
центров не было. А так, как правило, 2-3 человека госпитализируются из находящихся,
принятых, на пребывание в Центр. В центрах проводится работа по оформлению, отказов
со стороны страховых компаний никогда нет. Вот, у меня единственный вопрос, какой
срок ответа на запрос по идентификации. Сколько дней проходит?
А Афанасьева (ЗАО «МАКС-М»): Это бывает по-разному. Это зависит от того, как
работает связь, какой период месяца. Потому что в начале месяца идут запросы со всей
Российской Федерации к центральному сегменту регистра застрахованных Российской
Федерации. Тогда это, действительно, может затянуться до двух-трех дней, а вот сегодня,
например, мы отправляли запрос, обрабатывая очередное количество ходатайств. Мы
получили через 30 минут ответ.
В. Дрозд (ЦСА «Люблино»): Я хочу отметить, что проблемы как таковой не существует.
Если человек нуждается в медицинской помощи, как правило, она экстренная. Здоровых
людей на улице нет, они все больные. Они все нуждаются в плановом, длительном, как
правило, лечении. Оно поддерживающее, уже паллиативно, чтобы просто сохранить
жизнь данного человека. Когда человек приходит с улицы, да, он получает неотложную
помощь, нуждается в госпитализации. Та же структура «социальный патруль», в каждом
патруле есть фельдшер, и на месте принимается решение: есть необходимость везти
человека для размещения на ночлег, на пребывание, восстановление документов, или есть
необходимость сначала оказать медицинскую помощь. То есть вызывается скорая помощь
и, как правило, это завершается госпитализацией, но в наших лечебных учреждениях есть
социальные работники, которые берут на себя оргвопросы учреждения лечебного.
Человек получает необходимое лечение, потом выписывается, поступает уже в Центр
социальной адаптации. И где возникает, как правило, вопрос. Очень много находящихся
на улицах Москвы являются иностранными гражданами. Граждане, которые приехали из
азиатских Республик, вот из Украины очень много. С гражданами азиатских республик
пока еще проблема. Сейчас ведется работа с УФМС, чтобы идентифицировать и потом
благодаря уже Комиссии, как правило, за границу мы не можем людей… [вероятно, речь
шла о Комиссии по церковной социальной деятельности, РОО «Милосердии», которые
помогают с оплатой отправки]
Е. Коваленко (ИЭГ): Немножко мы уходим от темы уже…
В. Дрозд (ЦСА «Люблино»): Медицинская помощь она оказывается в городе. Есть
система, есть работа. Как бы проблема возникает в том, что в связи с нынешней ситуацией
людям, которые приходят в государственные органы, после восстановления документов
идет поликлиническая помощь. Здесь уже сталкиваемся с тем вопросом, что это очереди,
это записи. Но полисы восстанавливаются.
И. Кусков (Синодальный отдел): Вот это письмо об идентификации в этом реестре. Оно
отсылается в любую страховую компанию, да? Может ли это ходатайство отсылать не
какое-то государственное учреждение, а, допустим, НКО, которое единовременно
работает в области помощи бездомным? То есть я так понимаю, что какая разница кто
инициирует: чтоб это было юрлицо, чтобы оно имело регистрацию. Оно просто
возбуждает вопрос об установлении этого человека в регистре, есть он там или нет. То
есть, имеет разница, допустим, какое-то НКО в запросе, вот как, допустим, мы в Питере
«Ночлежка», или это в запросе государственное обязательно учреждение.
Е. Бродская (МГФОМС): У нас в Постановлении Правительства определены организации
социальной защиты.
Е. Коваленко (ИЭГ): Елена просто рассказывала тоже, что «Ночлежка» обращается
именно в дома ночного пребывания Санкт-Петербурга, чтобы они давали
ходатайства, а не сама «Ночлежка».
И. Кусков: Просто лишнее звено.
Е. Коваленко: Лишь бы хоть так, у нас-то никак не работает, я так понимаю…
Е. Бродская (МГФОМС): Лишние, не лишние, но эти организации определены Правилами
обязательного медицинского страхования. Мы не можем ничего тут с Вами другого
сказать.
И. Кусков: Официальное письмо от НКО не будет рассматриваться? Какая будет судьба?
Е. Бродская (МГФОМС): Почему? Надо попробовать, наверно. Направить письмо в
Министерство здравоохранения, кто утверждал в первую очередь правила обязательного
медицинского страхования. С просьбой прояснить положение или расширить.
Е. Кондрахина («Ночлежка»): Мы обращались в Минздравсоцразвития и в Федеральный
Фонд ОМС с просьбой пояснить, можем ли мы направлять такие ходатайства. Нет, мы не
можем. Также, допустим, медицинская организация не может ходатайствовать о
регистрации в качестве застрахованного лица. Хочу акцент на этом сделать, потому
что мы сейчас обсуждали ходатайство об идентификации в регистре застрахованных
лиц, но я говорила именно о ходатайстве о регистрации бездомного человека в
качестве застрахованного. То есть у нас порядок такой: бездомный человек, если у
него нет паспорта, если у него нет состояния, угрожающего его жизни. Если он
болеет, если у него что-то болит и у него при этом нет паспорта, он может прийти в
дом ночного пребывания, не важно, живет он там или нет, не важно была у него
регистрация в Петербурге или нет. Ему социальный работник выписывает
ходатайство о регистрации в территориальный фонд, оно заполняется. Бездомный
человек берет это ходатайство, приходит в страховую компанию и получает полис. И
пока он восстанавливает свой документ, паспорт, он может обращаться в поликлинику
также за консультацией врачей, специалистов, если ему это необходимо.
Е. Коваленко: И это все делается быстро очень, в один день, да?
Е. Кондрахина: В один день это делается. То есть он приходит в дом ночного пребывания,
получает ходатайство, получает полис.
Е. Бродская (МГФОМС): Я хочу обратить внимание немножечко на другой аспект.
Давайте отойдем от полисного обеспечения, потому что полис – это документ отчетности
определенной. Человек попадает в регистр, в регистре должны быть обязательно
данные о документе, удостоверяющем личность. Регистр на федеральном уровне
формируется. Это такая структурированная, жесткая, выверенная система,
формируется с помощью программного комплекса Федерального фонда, который
собирает со всех регионов Российской Федерации. А у этих учреждений социальной
защиты, государственного звена, у них есть функция по организации доврачебной
помощи, дезинфекционной помощи и организация необходимой медицинской помощи в
сфере здравоохранения. Вот функция обеспечивать их полисами она как-то не прописана.
Выправить документы, удостоверяющие личность – да, и организовать им медицинскую
помощь есть. И вот у нас в Москве это предусмотрено, какие-то специальные
амбулатории, какие-то подразделения в медицинских учреждениях. Кроме того, еще раз
повторяю, в случае необходимости экстренной неотложной помощи, она оказывается
незамедлительно вне зависимости от полиса. Скорая помощь с 13-го года работает в
системе обязательного медицинского страхования. Полис при этом не требуется, несмотря
на то, что скорая работает в системе ОМС. Городской бюджет города Москвы все
средства на содержание скорой помощи передал Фонду обязательного медицинского
страхования, и скорая помощь финансируется в полном объеме из Фонда ОМС с учетом
прежних лет, прежней нагрузки, нагрузка не уменьшилась, не увеличилась, остается в
среднем такой же. Любое лицо, обратившееся за скорой неотложной помощью получает
эту медицинскую помощь в необходимом объеме, любое лицо, повторяю. Поэтому тут
вопрос полисного обеспечения, наверное, на сегодняшний день не самый главный, не
самый основной. Вопрос в организации медицинской помощи.
Е. Коваленко: Мне кажется все-таки, что он как раз очень важный.
З. Гутова (отделение для лиц БОМЖ Поликлиники №5): А у меня вот вопрос, потому что,
конечно, не все так просто. Просто мы с этим сталкиваемся каждый день и работаем
непосредственно по оказанию лечебной помощи лицам без определенного места
жительства. Конечно, полностью согласна, что всю экстренную неотложную помощь
беспрепятственно наши больные получают. Но больные, которые являются лицами
БОМЖ, они нуждаются также и в плановом обследовании и лечении. И тут у нас
возникают очень большие проблемы, потому что до 1 января 2013-го года мы
направляли своих больных в Департамент здравоохранения, где они получали
розовые талоны. Соответственно из бюджета города финансировалось,
обеспечивалось лечение больного. С первого января 2013 года у нас возникли
проблемы, потому что, вот, вопросы еще не решены. То есть вот это плановое
лечение, обследование, направление в хосписы, наркологические больницы и так
далее.
Е. Бродская (МГФОМС): Хосписы, наркологические больницы, некоторые другие
учреждения, в системе ОМС, в системе обязательного медстрахования не работают,
противотуберкулезные диспансеры, исключительно бюджетные.
З. Гутова: Противотуберкулезные диспансеры – это все нормально.
Е. Бродская (МГФОМС): Это не ОМС. Хоспис – это не программа ОМС. Это
исключительно финансирование бюджета.
М. Боброва: Простите, каким образом мы больного онкологического можем отправить в
хоспис, если нет документа? И говорить о том, что можно восстанавливать какие-то
документы, когда у него последняя стадия. Что нужно делать?
Е. Бродская (МГФОМС): Это не вопрос к Фонду ОМС, потому что в принципе хосписы не
входят в систему обязательного медицинского страхования, финансируется из бюджета.
З. Гутова: Допустим, наши больные получат эти полисы. Не будет ли такого предвзятого
отношения к нашему контингенту больных. Будут ли выдерживаться все сроки
госпитализации полностью, получит ли больной полностью весь курс лечения?
Е. Бродская (МГФОМС): Если есть у человека полис, то у него есть защитник в системе
обязательного медицинского страхования, конкретная страховая компания, которая
полисы выдает. И она обязана по обращению этого человека контролировать
медицинскую помощь и по его жалобе, по его заявлению, или даже, скажем, в плановом
порядке его медицинский документ может попасть под контроль.
З. Гутова: Просто в своей работе мы неоднократно сталкивались, больной требует
лечения, восстановления в течение длительного времени и он поступает по скорой
помощи, но, там, не проходит одного-двух дней, как его выписывают. Естественно, мы
вызываем повторно скорую помощь, повторно договариваемся о стационарном лечении,
потому что просто за 2 дня практически не может, не могут исчезнуть симптомы и
болезни. Не окажется ли так, что вот эти полисы, которые получают наши бездомные,
просто осложнят их жизнь, лечение. Такое ведь возможно?
Е. Коваленко: Полис они получают такой же, как у всех, он ничем не отличается от
полиса любого домашнего человека.
Е. Бродская (МГФОМС): Полис единого образца, не имеет никаких меток, никаких знаков
[что человек бездомный]
М. Боброва: У нас очень свежий такой случай, дама была сильно избита, в тяжелом
состоянии. Дважды вызывали скорую помощь, дважды ее из приемного отделения без
документов, без полиса [попросили уйти]. Только на третий раз, когда сотрудник РОО
«Милосердие» по нашей просьбе стал курировать, ей сделали рентген и поместили в
туберкулезную больницу. Туберкулез, вы понимаете? Открытая форма туберкулеза
оказалась. Вот как в таком случае поступить? Причем второй раз она поступила в ту же
больницу, где и была.
Е. Бродская (МГФОМС): В данном случае получается, Вы представитель интересов этой
пациентки, да? Вы ее законный представитель. В этом случае Вы за нее напишите
жалобу в Департамент Здравоохранения города Москвы, больница и
противотуберкулезный
диспансер
–
это
подведомственные
учреждения
Департамента здравоохранения города Москвы, и обязаны работать в соответствии
с законодательством, не важно есть полис или нет. Фонд ОМС – это финансовокредитное учреждение, которое оплачивает медицинскую помощь. Поэтому тут надо
обращаться в Департамент, там могут принять административные меры и
дисциплинарные меры и т.д.
З. Гутова: На этой неделе в понедельник, во вторник я звонила как раз в МАКС, и
спрашивала, может ли человек без документов получить полис. Мне четко сказали – нет.
Ходатайство нужно.
Е.Коваленко (ИЭГ): Просто я знаю, например, ситуации в нескольких регионах,
например, в Екатеринбурге, в Ростове-на Дону, вот, в Санкт-Петербурге полисы без
паспорта сейчас последний год-два оформляются. Никакой проблемы сейчас с этим
нет. В Москве почему-то у нас этого не происходит…
А. Афанасьева (МАКС-М): Вы говорите, что социальная служба оформляет ходатайство,
выдает его человеку, и он идет сам выбирает страховую компанию. Как социальная
служба на этом этапе, выдавая ходатайство, разделяет гражданина России или это
иностранный гражданин?
Е. Кондрахина: Если мы откроем Методические указания Федерального фонда,
Приложение №2, образец ходатайства о регистрации, которое заполняется учреждением
социальной помощи. Там сноска первая, со слов гражданина.
Е. Бродская (МГФОМС): В этом же Приложении № 2 указано, что ходатайство
оформляется не в адрес страховой медицинской организации, а в адрес Территориального
Фонда. Почему он идет в Санкт-Петербурге в страховую медицинскую организацию,
минуя территориальный фонд, мне не понятно.
Е. Кондрахина: Потому что Правилами обязательного медицинского страхования
предусмотрено обращение гражданина при отсутствии документов, удостоверяющих
личность, для получения полиса в страховую медицинскую организацию. Само это
ходатайство страховые компании после оформления полиса направляют в
территориальный фонд Петербурга, где оно хранится, подшивается и т.д. Но полис
выдает не территориальный фонд, а страховая медицинская организация.
А.Афанасьева (ЗАО «МАКС-М»): В Москве немножечко другой порядок. Ходатайства
все-таки оформляется и направляется в соответствии с Методическими
рекомендациями в территориальный фонд, то есть в МГФОМС. На своем уровне
проверяется, нет ли какой-нибудь информации об этом человеке в нашем
московском регистре застрахованных, или в центральном сегменте застрахованных
РФ, но к ходатайству прикладывается обязательно заявление и уже потом
московский городской фонд по назначению в соответствии с выбором
застрахованного, ходатайства плюс заявление передает в ту или другую страховую
компанию.
Вы сказали, что в функции социальной службы не входит определение гражданства
человека, но в функции страховой медицинской организации тоже не входит
определение гражданства человека. Нам нужно понимать, что в соответствии с
Законом мы должны обеспечить полисами только граждан Российской Федерации.
Вот это основная точка соприкосновения. Есть документ, подтверждающий, это не
обязательно паспорт, это может быть любая справка, о том, что находятся
документы на изготовлении, на оформлении. Допустим, та же социальная служба
начала восстановление документов, но это должен быть документ, позволяющий
страховой медицинской организации оформить полис. Если документов нет, и все
записывается со слов, то, к сожалению, это опыт, наверно, мая-июня 2011 года, когда
ходатайства пошли валом от медицинских организаций, куда поступили пациенты, не
имеющие полиса обязательного медицинского страхования и отчасти от социальных
служб. Мы делали запрос к Федеральному фонду обязательного медицинского
страхования, должно ли быть заявление заполнено с полной информацией, в том числе и о
документе, удостоверяющем личность, и получили письменный ответ, что да, к
ходатайству прикладывается заявление и указываются документы пациента.
Е. Коваленко: Может быть, с тех пор что-то изменилось? Потому что я примерно в
то время была в Ростове-на-Дону и ходила в территориальный фонд ОМС и мне
также сказали, что нет, мы не можем без паспорта, у нас программа какая-то особая,
что мы не можем отправить данные вообще в федеральный фонд без паспортных
данных. Но сейчас, вот вчера специально позвонили и уточнили у социальных
работников как сейчас ситуация в Ростове-на-Дону, потому что с 2011 года прошло
много времени. И ответили, что все нормально – без паспортов полис делаем. Может
быть, еще раз надо, письмо какое-то направить и в Москве?
Е. Бродская (МГФОМС): На официальном сайте Федерального фонда обязательного
медицинского страхования размещен вопрос и ответ к нему. Фрагмент вопроса:
обеспечение полисами у нас граждан в трудной жизненной ситуации, обеспечение
полисами осужденных, заключенных под стражу, в том числе детей. Дается такой ответ:
«В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 июня 96 года № 670 об
утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц БОМЖ,
дома ночного пребывания, соцприюты и прочие, создаваемые в системе организации
социальной защиты населения для оказания социальной помощи лицам без определённого
места жительства в соответствии с основными задачами, осуществляют, в том числе,
оформление документов, удостоверяющих личность, и оказывают содействие в получении
страхового медицинского полиса. После получения документов, удостоверяющих
личность, совершеннолетние лица без определенного места жительства и занятия, для
получения полиса ОМС лично либо через своего представителя подает заявление о
выборе, замене страховой медицинской организации. В свою очередь представителем
застрахованного лица может являться как сотрудник учреждения социальной помощи, так
и сотрудник медицинской организации. Все-таки здесь Федеральным Фондом делается
упор на получение документов.
Е. Кондрахина: Можно тогда уточнить, почему в Правилах обязательного
медицинского страхования, утвержденных Минздравсоцразвития в 2011 году
пунктом 9-м предусмотрена категория застрахованных - граждан без документов,
удостоверяющих личность, и предусмотрена возможность получения ими полиса
ОМС при наличии ходатайства, то есть это две разных категории граждан: граждане
без регистрации, имеющие паспорт, и граждане, не имеющие паспорта и не имеющие
регистрации. То есть пункт 9-й подпункт 10-й предусматривает оформление этой
категории граждан полиса ОМС. То есть этот ответ входит в противоречие с
Правилами ОМС, насколько я понимаю.
Е. Бродская (МГФОМС): Могут быть коллизии, когда одни документы немножечко
входят в противоречие с другими. И мы это видим по разным нормативным правовым
актам, в этом нет ничего страшного, как раз, может быть, это делается в развитие каких-то
норм. С другой стороны, вот, заявление о выборе страховой медицинской организации
подается все-таки либо представителем либо самим лицом, которое подлежит
страхованию. В день обращения выдается временное свидетельство, сам полис примерно
38 дней изготавливается. Может быть, за это время удастся оформить документы,
выяснить личность этого лица, которое подлежит страхованию. Может быть, подлежит
страхованию.
Е. Коваленко (ИЭГ): То есть у нас проблема, что не начинают этот процесс пока
человек не предоставит уже какую-то справку, о том, что хотя бы он подал
документы на восстановление.
Е. Бродская (МГФОМС): Мы говорим о том, что это коллизия может начаться. И
оформление документов будет сопровождать процесс начала оформления полиса. Кроме
того, все-таки говорили о том, что медицинская помощь в большей части случаев этим
лицам оказывается беспрепятственно, неотложная особенно, экстренная, всеми службами
государственной вертикали.
Е. Коваленко (ИЭГ): Может быть, прокомментируют те, кто работает в больницах,
как на самом деле там беспрепятственно или с препятствиями?
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Наша служба работает постоянно в восьми
московских больницах. Это значит, что из нашей службы к больнице прикреплен
постоянный социальный работник, который занимается лицами, попадающими в
больницу в результате возникшей экстремальной ситуации. Приблизительно из 18-ти
медицинских учреждений к нам периодически обращаются с просьбами о помощи.
Как правило, нашим будущим подопечным нужна экстренная медицинская помощь. То
есть выезжает Скорая помощь на место (на улице) и, соответственно, госпитализирует
человека. Я хотела сразу же задать уточняющий вопрос. Действительно ли, что в Фонд
медицинского страхования были перечислены бюджетные средства на Скорую помощь,
чтобы было одноканальное финансирование?
Е. Бродская (МГФОМС): Просто они теперь на скорую помощь идут не из городского
бюджета, а из фонда ОМС. Какая разница, скорая помощь финансируется ровно в том же
объеме, что и раньше.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Реальность иная. Получается так, что Скорая помощь
может взять человека, а может и не взять, так как нет документов. Сегодня утром в
здравпункт был приведен нами человек после инсульта. Я беседовала с ним сегодня
утром, когда мы его забирали от метро Римская. Он нам рассказывал, что после инсульта с
очевидным парезом и в крайне ослабленном состоянии Скорая помощь его вывезла в
соседний дворик и медики сказали: «Выходи, пожалуйста, у тебя нет документов». И
оставили его там. Оправдание неоказания помощи было именно такое. Потом его
госпитализировали: женщина вызвала Скорую и села вместе с ним, довезла до больницы.
Его госпитализировали, продержали 20 дней и выписали на улицу. [За три месяца его
госпитализировали 16 раз. Ред.] Соответственно, теперь мы им занимаемся. Это примеры
сбоя системы на первом этапе.
Второй этап. Приведу для примера рассказ, услышанный из первых уст, из уст врача
приемного отделения, с которым я лично беседовала. Этот врач к нам периодически
обращается для того, чтобы мы занялись очередным человеком, поступившим в приемное
отделение во время его дежурства. В приемное отделение этой больницы поступило
нижеследующее указание от главного врача больницы. Если человек поступает в
состоянии, когда ему необходима реанимация – его отправляют в реанимацию
сразу же, - пожалуйста. Без рассмотрения того, какие документы у него есть. Если
человеку нужна просто какая-то экстренная терапия, то ищут у него в карманах
некие подтверждения гражданства РФ: подлинники документов, ксерокопию
паспорта, ксерокопию военного билета. В том случае, если есть что-то
подтверждающее гражданство, - ему оказывается помощь и есть надежда на
госпитализацию. Если у человека нет никаких документов, то в обязанности врача
приемного отделения входит поставить пациента на ноги, - так, чтобы он мог
покинуть на своих ногах приемное отделение. Поэтому, этот доктор выработал свои
методы, для того, чтобы не нарушить нравственные основания работы врача (так как,
пошел работать по зову сердца, по призванию). Он самостоятельно собирает одежду,
ищет средства, чтобы покупать билеты и пр. Стал обращаться к нам, чтобы мы забирали
человека из приемного отделения. В этом случае он делает все, что может сделать и
одновременно выполняет приказ руководства.
Этап третий: если человека госпитализировали. Приведу несколько примеров из
больницы, где наш социальный работник трудится на протяжении 9 лет. Особый период
наступил с 1 января 2013 года. Главный врач больницы сказал врачам: «Мы держим
людей без документов 3 дня. Далее, если Вы будете задерживать пациентов, вполне
возможно, что денежные средства, которые затрачены на их лечение, будут
взыскиваться из вашего кармана». В один из дней января месяца, лечащий врач
одного из подопечных подошел к нашему социальному работнику и сообщил: «М.М., с
меня сняли премию в 15 тысяч рублей за то, что я задержал пациента. Что мне делать, как
мне дальше быть?» Масса случаев в эту зиму, когда в гнойной хирургии, после резекции
двух стоп (то есть, когда у человека нет пальчиков, остаются одни пяточки), через 3 дня
после операции ставят ультиматум: «Как угодно, забирайте и везите куда хотите! Сейчас
на утренней планерке нам сказали, что если мы оставим БОМЖа, мы будем платить все
из своего кармана, всем отделением будем деньги собирать». На одной из планерок (не
могу сказать точно месяц) было сообщено, что больница недосчитала порядка одного
миллиона рублей. Это - убыток из-за не проплаченных средств, в связи с лечением вот
таких пациентов.
У меня есть вопрос. Если мы открываем стандарт оказания скорой медицинской помощи,
прописаны ли там некие дни (в зависимости от заболевания), которые пациент должен при
экстренной госпитализации провести в лечебном учреждении? Скажите, пожалуйста, вот
эти дни, в соответствии с медицинскими стандартами, оплачиваются из какого затратного
фонда? Из того - бюджетного, который перечислен в Фонд ОМС в счет оплаты
экстренной медицинской помощи на территории Москвы, или из какого-то другого?
Е. Бродская (МГФОМС): Я Вам скажу, что у нас с 2011 года, поскольку вступил в силу
закон об обязательном медицинском страховании. Если у человека нет полиса
обязательного медицинского страхования, то средства за его лечение направить в
медицинское учреждение невозможно. Невозможно сформировать счет, и эти случаи
оказания медицинской помощи финансируются за счет городского бюджета. Как
оказывается помощь в этих ситуациях, соответствует ли она стандарту, или
стандарты в этой ситуации нарушаются, это вопросы надо решать с Департаментом
здравоохранения города Москвы. Это вопрос организации медицинской помощи. Это
вопрос не к фонду ОМС.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Иногда на то, чтобы подтвердить гражданство
человека и установить его личность уходит несколько лет. Это практика работы, и я
думаю, что все люди, сидящие здесь, и работающие с бездомными, подтвердят мои слова.
Получается, что в соответствии с нынешним законодательством и с тем, что сегодня
было озвучено ранее, все это время человек должен находиться без полиса и
соответственно, без медицинской помощи. Но, как правило, люди, у которых так долго
устанавливается личность и подтверждается гражданство, уже очень много в своей
жизни пережили. И, соответственно, здоровье их чрезвычайно пошатнувшееся. Это, как
правило, выходцы из ближнего зарубежья (в большинстве – русские), которые когда-то
пересекли границу и не смогли легализироваться на территории Российской Федерации.
Им как раз очень нужна медицинская помощь, а они ее не могут получить.
Учитывая то положение, которое возникло в здравоохранении с января 2013 года, они ее практически и не получают никогда. Есть одно исключение – они почти
умирают. Предыдущие 2 года (2011, 2012) было как-то помягче, а вот с января 2013-го
года ситуация очень серьезно изменилась, и мы это почувствовали сразу. Почувствовали
это те сотрудники, которые работают на улице, - в автобусе. Они говорят о том, что
появилось гораздо больше людей с серьезными медицинскими проблемами.
Почувствовали изменение и мы – работающие в больницах. Потому что у нас стал
обычным авральный порядок работы. Это когда врач приходит и говорит: « Как хотите, 3-5 дней, только 3-5 дней! Больше не держу! Я ничего не могу сделать, иначе я поплачусь
своей работой и деньгами.» Такая вот, реальная, ситуация.
Еще один пример. Из приемного отделения попросили экстренно забрать человека. Он
лежачий, то есть мы его грузили в поезд лежачего. На месте прибытия, его мать вызывала
к поезду Скорую помощь. Сняли с поезда, - и в Скорую. Врач, при отправлении из
больницы, нам говорила: «Вы простите, я его сутки продержала. Я не могу его
госпитализировать. Я не могу этого сделать. Я бы очень хотела это сделать, но у меня уже
сейчас неприятности, что я его держу сутки» То есть, она его сутки под капельницей
продержала, в приемном отделении.
В некоторых больницах есть отделения диагностики. То есть, это такое пролонгированное
приемное отделение. Поступает человек в таком состоянии в отделение диагностики, Его
там приводят в порядок более ли менее, из этого приемного отделения не госпитализируя,
не поднимая никуда наверх, сразу, тихонечко выписывают на улицу. Врач одного такого
диагностического отделения тоже к нам периодически обращается для решения проблем,
возникающих в отделении.
З.Гутова: Скажите, пожалуйста, Вы работаете, у Вас много лечебных учреждений с кем
Вы работаете.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Да.
З.Гутова: А скажите, пожалуйста, с какими больницами все-таки вот возникают подобные
ситуации, когда Вам отказывают или совсем прям держат только 3 дня.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Сейчас, практически, во всех больницах.
И. Кусков: У меня вот тогда такой тоже есть вопрос в связи с этой ситуацией. Вот
смотрите, когда Вы ошибетесь там с гражданством, что происходит? Вот, допустим,
человек соврал, Вы этого не установили, он получил полис. Что происходит дальше?
А. Афанасьева (МАКС-М): Дальше человек получает медицинскую помощь по этому
полису.
И. Кусков: Ну, и что? То есть теряются бюджетные деньги?
А. Афанасьева (МАКС-М): Да, конечно.
И. Кусков: Теряются на здоровье человека, это же хорошо.
А. Афанасьева (МАКС-М): Средства обязательного медицинского страхования очень
прозрачные деньги, тем более, когда они по новому законодательству поступают в
страховую медицинскую компанию.
И. Кусков: Вас за это как-то будут наказывать?
А. Афанасьева (МАКС-М): Да, это не целевое использование средств. Это самое страшное
нарушение.
И. Кусков: А примеры какие-то есть уже [выявленных нарушений]? Вы говорите, что в
2011-м году был вал таких заявлений.
А. Афанасьева (МАКС-М): Не по отношению к нам, мы просто старались с лечебными
учреждениями города Москвы, с московским городским фондом как-то упорядочить эту
работу, потому что мы осуществляем проверки с выходом в лечебное учреждение и
ознакомление с первичной медицинской документацией на тех людей, на которых
лечебное учреждение подает ходатайство. Смотрим, что занесено в историю болезни в
качестве идентифицируемой информации и очень часто видим, что это иностранцы. Это
вот ситуация 11-года.
Участник: А как видно, что это иностранцы?
А. Афанасьева (МАКС-М): Паспорт.
Е. Коваленко: А мы же говорим о том, когда нет документов.
И.КУсков: Когда Вы изучаете историю больного человека как там видно, что он
иностранец?
А. Афанасьева (МАКС-М): С его слов записано.
Е. Коваленко: Если он говорит, что он иностранец, то тоже другой вопрос, мы говорим о
наших.
А. Афанасьева (МАКС-М): Здесь может быть 2 момента. С одной стороны человек
заинтересован сказать, что он гражданин Российской Федерации с тем, чтобы не возникло
никаких проблем на уровне приемного отделения, а с другой стороны, медицинское
учреждение стремится таким образом компенсировать свои затраты.
И. Кусков: Иными словами, основная проблема, в том, чтобы был полис. Если полис был
бы, то человека держали бы не три дня, а столько сколько надо, правильно понимаю?
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Не всегда так. Потому что изменились медицинские
стандарты. Мы иногда идем по сложному пути и действуем так. Например, человек
говорит: «Я получал паспорт в УФМС района Коптево в 2009-м году». Если врач
разрешает его перевозить, мы сажаем человека в машину, везем в Коптево, сдаем
документы и получаем временное удостоверение личности. Обращаемся в какую-то
страховую компанию, наиболее удобную, расположенную по маршруту следования,
получаем временный медицинский полис. Но при этом врач-терапевт, например, может
сказать: «Пневмония сейчас, по новым стандартам, не лечится уже такое количество
времени, как раньше - 21 день». Поэтому БЕЗДОМНОГО человека выписывают
лечиться амбулаторно – в ДОМАШНИХ условиях.
И.Кусков: Вопрос не в этом. Вопрос в том, что если у людей будет медицинский
полис, облегчит это положение или нет?
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Облегчит, безусловно.
Е. Коваленко: И в других регионах они их получают.
И. Кусков: Тогда я думаю, что в связи с тем, что все-таки закон принят, о том, что люди,
не имеющие паспорт, могут получать медицинский полис, возникают коллизии между
разработчиками закона и исполнителями. Они должны это как-то улаживать на
межведомственных столах. Закон принят, он должен работать. Письма являются
второстепенными в документарной системе, а закон федеральный имеет верх.
Я думаю, что в связи с этим, так как сделать всем бездомным медицинский полис
ОМС можно только через социальные учреждения, то было бы очень хорошо
попросить подключить «Социальный патруль» к этому: к массовой организации
массового сбора информации для документирования полисами всех бездомных. Рано
или поздно все попадут в больницу, поэтому те лица, которые являются не нашими
гражданами, это легко можно видеть даже чисто внешне, допустим. Вот те, кто
являются типично нашими, мне кажется, было бы очень хорошо, социальный
патруль берет, отвозит, социальный работник направляет ходатайство, говорит,
если хочешь получить полис, приходи такого-то числа. Это вопрос просто времени.
Но вопрос, который поможет решить эту проблему объективно. Закон есть и надо
что-то делать. Как это сделать?
Если была бы возможность у НКО [ходатайствовать]. В законопроекте о социальном
обслуживании термин социальное учреждение совсем изменен. Социальным учреждением
является любая организация, которая может быть юридически общественной
организацией, ИП, коммерческой организацией, ООО, которая представляет социальную
службу, там такой термин определение социального учреждения.
Иначе мы будем иметь что? Повышенное число смертности, повышенное число дорогих
операций, которое все равно потом оплачивается через полгода, перерасход денег
бюджетных колоссальное, лучше дать таблетку на начальном этапе при пневмонии,
нежели потом его в летнее время держать в терапии за колоссальные деньги. Я думаю, что
мы все здесь являемся соратниками.
Понятно, но мы не будем подставлять органы ОМС, мы должны делать так, чтобы всем
было хорошо. Чтобы деньги уменьшились в связи с тем, что бездомный будет
приходить на ранней стадии обращаться за медицинской помощью. Те люди,
которым это действительно надо, через социальные учреждения могли бы получить.
Будет координационный совет в Департаменте социальной защиты Москвы, эту проблему
надо будет поднять там.
Е. Коваленко: Обязательно там поднимем. Но Департамент соцзащиты не сможет и
ЦСА не смогут [давать ходатайства] пока нет понимания у территориального фонда
и у страховых компаний по поводу этого момента с паспортом и гражданством.
И. Кусков: Каждому закону предписывается регламент. Надо просто посмотреть
регламент, там все описано, каждая статья закона, кто, как, что должен сделать, куда
посмотреть, сколько времени потратить на оформление чего.
Е. Коваленко: Ясно, что проблема на практике возникает довольно большая с тем,
чтобы попадали и лечились в стационарных учреждениях бездомные люди. Так как
все стороны заинтересованы в том, чтобы она разрешилась, в том числе, чтобы в
больницы поступали деньги за лечение, хочу поставить вопрос, что должны сделать
мы, представители НКО, представители здравпункта, представители ТФОМС? Мы
должны написать все какое-то письмо с просьбой разъяснить ситуацию опять в
Федеральный Фонд, чтобы нам ответили, или как мы можем подействовать на
ситуацию?
Е. Бродская (МГФОМС): Вы знаете, Вы совершенно правы. Вы буквально почувствовали
то, о чем я хочу сказать. Вот в отношении этого закона 326-го федерального об
обязательном медицинском страховании, было издано специальное Постановление,
подписанное Владимиром Владимировичем Путиным, № 1226 от 31 декабря 2010 года,
вот, которое касается вот разъяснений по единообразному применению вот этого
федерального закона. Разъяснения по поводу применения этого закона даются
Министерством здравоохранения социального развития, Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования в первую очередь. Надо обращаться туда,
если возникают какие-то коллизии, которые затрагивают интересы какой-то
социальной группы, большой группы людей, которые нуждаются в медицинской
помощи.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Мы совершенно забыли еще об одной категории
населения, интересы которых тоже затрагиваются очень серьезно. Это врачи. Если врач
совестливый, если врач хочет лечить человека, если он не хочет только преследовать
материальные интересы, тогда он постоянно стоит перед выбором: исполнить врачебный
долг, клятву врача, или не исполнить этот врачебный долг и тогда перестать спать ночами
испытывая постоянные нравственные мучения. Я думаю, что к обсуждению этой
проблемы нужно призвать врачей. Важно узнать точку зрения медиков, докторов,
которые должны больных и немощных людей, которые едва ходят, выбрасывать на
улицу, в прямом смысле этого слова. Ко всему сказанному, дополню следующее. У нас
еще есть статьи уголовного кодекса: «Ст.124. Неоказание помощи больному» и «Ст.125.
Оставление в опасности». В комментариях оговаривается, что особо по этим статьям
уголовного кодекса наказываются как раз медицинские работники и должностные лица,
которые в связи со своими служебными обязанностями должны оказывать помощь. То
есть, врачи иногда попадают еще и под статью уголовного кодекса. В одной из больниц, в
приемном отделении были прецеденты, когда человека, который был не в состоянии сам
уйти, уводила полиция. Медики вызывали полицию и полиция едва живого человека,
едва ходящего, выводила на улицу. И это тоже наша реальность.
Е. Коваленко: Вопрос будут ли медики подписывать обращение, если мы говорим о
каком-то письме и просьбе повлиять на ситуацию через Федеральный фонд...
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): У нас есть «Общество православных врачей»,
давайте их спросим.
З. Гутова: Когда мы начинали работать 10 лет назад, вот таких случаев, о которых говорит
социальный работник, их было достаточно много. Но надо учитывать, что мы относимся к
городской поликлинике и наши больные они к нам возвращались. Не все, конечно, но
возвращались. Первое время были сложности и со скорой, и со стационарами, и каждый
конкретный случай у нас разбирался. Я с каждым конкретным случаем разбиралась,
выслушивала больного и, естественно, разговаривали с заведующими, с начмедами. В
конечном итоге у нас отказов стало очень мало, но с первого января этого года пока
еще многие вопросы у нас в стадии решения. Некоторые больницы, которые нам не
отказывали, тоже стали где-то проявлять отрицательную такую инициативу.
Аргумент, что «а нам за это не платят, и ОМС не платит, почему мы будем держать». В
таком случае у нас тоже не было приказа, который отменял бы или менял бы полностью
финансирование нашего отделения, или снял наших бездомных из бюджета города. И
получается, что если у нас нет приказа, который отменял бы бюджетное обеспечение, то
тогда, значит, обязаны лечить. И у нас продолжают лечить, и спокойно, если доктор
считает, что больной нуждается в экстренной помощи, то есть в направлении и отправке
скорой помощи, то мы вызываем. Также мы продолжаем брать наряды своим ходом, то
есть, эти больные, которые нуждаются в стационарном лечении, они также получают
направление и лечатся. Таких вот сложностей у нас все-таки нет, это связано с тем, что мы
относимся к городской поликлинике, у нас есть Приказы, нормативные акты, и,
соответственно, вот, мы можем проследить и разобраться, что происходит с больными,
которых мы направляем в тот или иной стационар.
И. Кусков: У нас есть отрицательная статистика по случаям?
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Мы ее собираем.
И. Кусков: Надо обратиться к главе Департаментом здравоохранения, чтобы он объяснил
эту ситуацию на конкретных примерах. А сколько там? Десятки, сотни?
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Десятки. Систематический сбор информации мы
начали не очень давно.
Е. Коваленко: Я предлагаю действительно на координационном совете сделать отдельную
рабочую группу по этой теме. Хотя бы начать этот процесс. Просто Андрей
Владимирович [Пентюхов, ДСЗН] сказал мне, что он считает не актуальным собираться
на этот круглый стол.
В. Дрозд (ЦСА “Люблино”): Андрей Владимирович сказал правильно, потому что с
первого января 2013 года медико-социальное отделение на 50 коек ЦСА Люблино
отсутствует.
Е. Коваленко: И что?
В. Дрозд (ЦСА “Люблино”): То есть у нас все лица без определенного места
жительства, все лица выписываемые, выброшенные из больниц оказались в воздухе.
Е. Коваленко: Наоборот, значит, актуальная проблема.
В. Дрозд (ЦСА “Люблино”): Среднего медицинского персонала, младшего
медицинского персонала, где было наблюдение, могла оказаться соответствующая
помощь. На сегодняшний день данного подразделения в официальной структуре
государственной департамента соцзащиты нет. Осталось только одно при ГМИ № 5
(??), где есть отделение ГМСО (??), но куда попасть человеку из больницы, с улицы, как,
наверно, на небо, в рай. Вот проблема.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Да. Зимой, в разгар «сезона» позиция руководства
этого учреждения бывает такая: мы берем только лежачих, потому что на остальных у нас
просто не хватает коек. Ампутантов, даже на колясках, переводят в ЦСА «Марфино», в
ЦСА «Ясенево». Поэтому, это действительно проблема. По-моему, сейчас единственный
врач на ЦСА « Люблино»?
В. Дрозд (ЦСА “Люблино”): Да.
Участник: Если у человека есть справка, о том, что он потерял паспорт и он лежит в
больнице и мы не можем пойти ходатайство это сделать, нужно позвонить в Люблино,
чтоб пришел соцработник сделал этот..
Е. Бродская (МГФОМС): Нет, если он лежит в медицинском учреждении, то само
медицинское учреждение оформит ходатайство.
Е. Коваленко: Об идентификации, да?
А Афанасьева (ЗАО «МАКС-М»): Я могу сказать больше. У наших бездомных, которые в
истории болезни стационаров числятся просто как БОМЖ, есть даже паспорта. Не имеет
значения, есть регистрация или нет. Количество документируемых бездомных
увеличилось. Из-за того, что стал состав бездомных другой. Больше стало бездомных
людей, которые совсем недавно на улице, они приезжают из регионов, попадают здесь в
какую-то критическую ситуацию. Они еще не успели все потерять, опуститься и у них
есть вот эти все документы, поэтому и получается, что сейчас больше процент людей, у
которых есть документы, и которые могут быть каким-то образом…
Л: Да, у них еще полис может быть.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Совершенно верно. Он может быть утерян или
испорчен. Но люди, у которых очень серьезные социальные проблемы, они
действительно незащищены. Как правило, для того, чтобы сформировать для УФМС
Российской Федерации пакет документов на лицо без гражданства, которое претендует
по новому закону о гражданстве от ноября 2012-го года на гражданство, необходимо год,
полтора, два года, а то и больше. Потому что есть Узбекистан, Таджикистан и Грузия,
откуда добыть документы – это надо жизнь положить. Несколько лет человек собирает
вообще все: свидетельство о рождении, о браке, смерти близких, первые формы паспорта,
выписки из домовых книг, море справок необходимых. Он же не может на руки получить
ничего. То есть, ему нужно найти организацию, которая запросит все его документы!
Даже свидетельство о рождении придет только на какой-то ЗАГС, понимаете? Только
тогда, когда полный пакет документов есть, в УФМС Российской Федерации его приняли,
тогда дают возможность местному органу УФМС, к которому бездомный должен
относиться каким-то образом, оформить временное удостоверение личности на полгода.
Оно будет действовать, пока будет рассматриваться заявление о принятии гражданства.
Это время, это колоссальное время.
М. Боброва: У нас есть человек, который 15 лет не мог сделать паспорт. Человек,
родившийся в Москве. Это долгий срок. У него было нарушение кровообращения
головного мозга. Инфаркт. Инсульт. Он колясочник. Представьте себе, и что делать с
таким человеком…
Реплика: Какая-то веская причина, 15 лет ему не оформляли?
М. Боброва: Конечно. А не приходят ответы, нет ответа. Живет на улице. Есть,
конечно, регламент УФМС, по которому в течение 2-х месяцев должны сделать
паспорт, если человек живет на улице. Не по месту регистрации, а по месту
обращения тогда делается паспорт. Это 2 месяца по регламенту. Но 2 месяца никогда
не бывает, никогда. В лучшем случае полгода.
З. Гутова: Нам в здравпункт предложила помощь страховая компания, что они будут
оформлять сначала временное свидетельство на любого желающего без наличия
документа. На россиян. И в течение месяца будет проводиться проверка всех данных,
которые он указал, и уже потом выдача постоянных полисов. Это все правомерно?
Е. Коваленко: Примерно так происходит в других регионах.
А. Афанасьева (МАКС-М): Не наша. Наша страховая компания «Макс-М» по этому пути
не пойдет, никогда. Выбор у страховой компании есть всегда. В первую новый закон, по
которому мы работаем с 11 года, дает право человеку выбрать страховую медицинскую
организацию. Вот, я считаю, мы должны располагать какими-то документами,
прежде чем мы выпишем человеку временное свидетельство, не говоря уже, что,
когда уже приходит готовый полис, он приходит как правило через 30 рабочих дней,
при выдачи мы должны получить подтверждение, что это действительно этот
человек, и только тогда ему выдать полис. Значит, когда вот мы говорили о
событиях 2011 года, и вал этих ходатайств, я вот сейчас вспомнила, что у нас на
центральном нашем пункте лежит 40 000 изготовленных полисов единого образца,
изготовленных лицам по ходатайству медицинских организаций, оформленных без
документов. Я могу сказать большее, что среди них есть лица без определенного места
жительства, возможно, даже без документов, которые регулярно обращаются в
медицинские учреждения по состоянию здоровья. То приходят запросы из 20-й больницы,
то из 67-й больницы, то из 52-й больницы. Так как человек был когда-то введен в
регистр застрахованных города Москвы, на него изготовлен, пусть не выдан, но
изготовлен полис, то при запросе лечебное учреждение получает ответ, что
застрахованный есть, но полис неактивный, он находится в архиве, потому что
прошел очень большой срок с момента изготовления полиса и до сих пор нет
отметки о его выдачи. В этом случае мы проводим операцию восстановления этого
полиса, чтобы лечебное учреждение зафиксировало счет на этот документ, и мы
принимаем его на оплату и оплачиваем. Рекомендуем пациенту обратиться в страховую
компанию, получить, вплоть до того, что мы готовы выехать в больницу и выдать этот
полис, но полисы эти тоже никому не нужны.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Если у человека в наличии один из документов,
например, образца Советского Союза.
А. Афанасьева (Макс-М): Пожалуйста. Никто не отменял паспорт образца Советского
Союза, военный билет, то есть документ, имеющий его фотографию.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): А справка об освобождении подходит?
А. Афанасьева (Макс-М): Да.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): А справка из милиции о том, что он утерял
документы?
А. Афанасьева (Макс-М): Да, пожалуйста. Это временное удостоверение личности.
Справку о том, что он утерял документы, которая выдана, я не знаю в 2000 году, мы не
будем рассматривать. Если это документ, полученный недавно… Бывают в жизни такие
ситуации, у тебя украли все: и паспорт, и водительские документы, и военный билет, и
полис ОМС. С чего-то надо начинать восстанавливать эти документы, нужно, как
правило, сразу все. Ты идешь в милицию, указываешь конкретные данные, где ты утерял
документы и тебе просто выдается временное удостоверение личности.
Емилиан: Никогда не выдается. Справка выдается.
А. Афанасьева (Макс-М): Эта справка имеет ограниченный срок действия. Она без
фотографии, действует месяц. А 30 рабочих дней – это срок изготовления полиса. Когда
человек приходит получать полис, он придет уже с документом, удостоверяющим
личность с фотографией, правильно?
Емилиан: Нет. Паспорта не будет через 30 дней.
А. Афанасьева (Макс-М): Временное свидетельство ему дадут в любом случае.
Емилиан: И он может по нему уже обращаться?
А. Афанасьева (Макс-М): Конечно. Я говорю о том, что через 30 рабочих дней придет
постоянный полис единого образца без срока действия.
Участник: Документы в Москве восстанавливают минимум 2 месяца, это регламент.
А. Афанасьева (Макс-М): Значит, он придет через 2 месяца.
Е. Коваленко: То есть, пока он не принесет паспорт, ему не выдадут просто
постоянный полис? Месяц он может полечиться, как я понимаю.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Простите, пожалуйста, вопрос уточняющий.
Справку об утере паспорта выдает действительно отделение милиции, но эта
справка никогда не бывает с фотографией. Временное удостоверение личности
выдает УФМС после того, как подтвердили личность. Скажите, Вам справки из
ОВД без фотографии достаточно?
А. Афанасьева (МАКС-М): Достаточно. Человеку будет выдано временное
свидетельство.
М. Боброва: Наши пациенты они иногда, чтобы лечиться, хитрят. Ну, к примеру, я
получила эту справку об утрате паспорта, пошла в МАКС, и получила временный полис,
потом передаю своей подруге, она идет в Росгорстрах, допустим, и получает по этой же
справке тоже…?
А. Афанасьева (МАКС-М): Единый реестр объединятся на уровне московского городского
фонда ОМС.
Е. Кондрахина: Вы не могли бы назвать нормативный документ, в котором предусмотрен
список вот тех документов, о которых Вы сейчас говорите: военный билет, справка об
освобождении?..
А. Афанасьева (МАКС-М): 79-й приказ Федерального фонда
Е. Кондрахина: А еще меня интересует вопрос, когда человек попадает на скорой помощи
в больницу, вот он попал, попал в приемное отделение, его положили, у него нет вообще
ни документов, ничего. Тогда как он будет делать себе вот это временные документы,
полисы?
А. Афанасьева (МАКС-М): Делает это медицинская организация, в которую скорая
помощь доставила пациента. Она оформляет ходатайство.
Участник: А вдруг это оказался иностранный гражданин?
А. Афанасьева (МАКС-М): Вы знаете, его могут доставить даже без сознания, могут в
коме доставить, и будут оказывать медицинскую помощь. И не сформируют счет.
Участник: А если в сознании?
А. Афанасьева (МАКС-М): В сознании он назовет себя тогда.
Участник: А он оказался иностранным гражданином, а его на улицу нельзя выкинуть.
А. Афанасьева (МАКС-М): Значит, будут лечить до устранения угрозы жизни и
возможности транспортировки, так написано в законодательстве. Медицинские
организации, стационары в первую очередь оформляют ходатайство ежедневно, если к
ним поступает такой пациент.
Участник: А кто этим занимается в больницах? Социальные работники?
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Больницы «крутятся, как могут», так как социальных
работников в московских больницах очень мало, я имею в виду государственных
служащих. Поэтому, в административном аппарате выделяется какой-то человек, который
занимается ходатайствами и полисами неидентифицированных пациентов. Иногда
занимаются старшие медицинские сестры отделений. На практике - так.
Во всех больницах по-разному. Если уж кого-то подняли в отделение, то начинают
этим заниматься. Если, например, человек попал в реанимацию, потом его выписать
нельзя и поэтому кладут в отделение. Или если у человека, например, гангрена,
которая обязательно должна закончиться ампутацией в гнойной хирургии, то
обычно, пытаются это сделать. А иногда, - не пытаются. Это зависит еще от
субъективного фактора. Один заведующий отделением этим занимается, а другой
заведующий отделением, рядышком, он этим не занимается принципиально. Потому что
для него вообще, слово БОМЖ - ругательное.
[Но нам рассказывают в больницах еще о других проблемах. О том, что по оформленным
временным полисам иногда лечение не оплачивают. И о том, что в споре о необходимом
лечении между врачем и страховой компанией права всегда страховая компания. О том,
что по стандартам оказания медицинской помощи лечится теперь болезнь, а не человек,
страдающий рядом заболеваний. И многое другое…]
З.Гутова: Здесь вообще все зависит от руководства данной конкретной больницы. Если
руководитель законопослушный, если он четко выполняет все приказы Департамента
здравоохранения и указания, приказы из управления, то он, конечно, четко понимает, что
он должен делать. То есть очень многое зависит от того же главного начальника, как он
воспитывает своих заведующих, сотрудников, что он требует. Если он в этом
заинтересован, то положительный эффект есть, если же нет, то ничего не будет, никакие
аргументы не воздействуют.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Опять же, есть разные больницы и в них разнящиеся
друг от друга отделения. В некоторые отделения можно даже не заходить с этими
проблемами, потому что врачи сразу будут отсекать всякое обсуждение. А есть отделения,
где сотрудничество просто замечательное. Сейчас упоминали 68-ю больницу, у нас там
трудится социальный работник и есть много случаев, когда человека держат столько,
сколько необходимо. По-настоящему ставят на ноги, по-настоящему. Иногда почти
реабилитационный процесс идет. А в другом отделении совершенно иначе, понимаете?
Емилиан: Полис без паспорта действителен? Полис без паспорта берет больница?
А. Афанасьева (МАКС-М): Вообще написано в Правилах обязательного медицинского
страхования, что полис предъявляется вместе с документом, удостоверяющим личность.
Е. Коваленко: А как в Санкт-Петербурге это происходит?
Е.Кондрахина: Я уже сказала, что у нас полторы тысячи человек получили полис без
паспорта, без документа удостоверяющего личность. Они ходят в поликлинику, они
получают амбулаторное лечение, они получают стационарное лечение.
Е. Коваленко: А в Москве нет.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Если человек получил полис по справке об утере
паспорта и дальше начинается работа по установлению личности и документированию, а
в этот момент он госпитализируется; то есть, у него на руках эта справка из полиции без
фотографии и медицинский полис, оплатит страховая компания больнице его лечение?
Если пролечился 14 дней в соответствии со стандартами?
А. Афанасьева (МАКС-М): Оплатит. Счет будет заявлен по временному свидетельству,
выданному страховой компании.
Емилиан: У нас возник вопрос, если гражданин получил полис обязательного
медицинского страхования, но у него нет документа, удостоверяющего личность как
паспорта, он обратился в поликлинику. Получит ли он там помощь, которую потом
оплатит Фонд?
А. Афанасьева (МАКС-М): Полис – это гарантия оплаты медицинской помощи. Если у
него полис единого образца, то даже без документа, удостоверяющего личность,
можно совершенно спокойно сформировать счет и представить его к оплате
страховой компании.
Емилиан: То есть это уже личное дело главврача поликлиники принимать его или нет без
паспорта?
А. Афанасьева (МАКС-М): Вопрос не личного дела, вопрос в том, что у нас обязательный
порядок прикрепления к амбулаторно-поликлинической сети путем подачи заявления о
прикреплении. Когда я не проживаю, то я обязан, обязан написать заявление. И главный
врач будет рассматривать и письменно нам дает либо согласие, либо отказ.
Емилиан: Без паспорта это реально?
А. Афанасьева (МАКС-М): Да, это на усмотрение администрации лечебного учреждения.
Емилиан: И последний вопрос. Вот паспорт реально восстанавливают полгода, год. Он
может каждый месяц приносить вот эту справку из милиции о том, что у него до сих пор
восстанавливаются документы, и каждый месяц, чтобы ему продлевали временный полис?
А. Афанасьева (МАКС-М): А ему временное удостоверение личности, выдаваемое при
оформлении паспорта не выдают?
Емилиан: Не выдают, не выдают. 100% , я занимаюсь этим каждую неделю. Не выдают.
М. Боброва: Объясню, почему не выдают, потому что уже давно с этим сталкиваюсь. Есть
такая форма № 1, мы когда паспорт получаем, картоночку такую заполняем, там наша
фотография. Пока не придет этот документ, временное удостоверение личности Вам не
дадут. Потому что опять же со слов, когда я говорю, что я Иванова Мария Ивановна,
значит, мне просто говорят о том, что Иванова Мария Ивановна заявила об утрате
документов, и пока не придет форма № 1, мне временное удостоверение личности не
дадут. А временное удостоверение личности уже не имеет смысла выдавать, раз приходит
этот ответ, мне уже выдают паспорт. Это в Москве, допустим, я пришла, об утрате
паспорта заявила, в течение 10 дней мне должны сделать паспорт, но мне нужно
удостоверение личности прямо сейчас. Здесь сразу есть форма № 1, они мне выписывают
эту бумажку. А если человек иногородний, то это все, пока не придет Форма № 1 никто
Вам паспорт, и даже временное удостоверение не даст.
Емилиан: Сколько раз можно продлевать справку из полиции, чтобы выдавали этот
временный полис?
А. Афанасьева (Макс-М): Временное свидетельство выдается один раз.
Е. Коваленко: Месяц оно действительно и все.
А. Афанасьева (МАКС-М): 30 рабочих дней.
Участник: А если у него паспорт за это время не установили – это реально бывает годы,
хотя он гражданин России и все. Но на это уходят годы.
А. Афанасьева (МАКС-М): Он будет числиться в едином регистре Российской
Федерации. Ему выдали временное свидетельство, страховая компания отправила
заявку на изготовление полиса единого образца. Ему присвоили этот номер и даже
привезли в страховую компанию. Документа не появилось. Если этот человек
обращается за медицинской помощью в медицинское учреждение, то при запросе к
единому регистру застрахованных придет ответ, если он полностью повторит те
данные, которые были написаны в справке: фамилия, имя, отчество и дата
рождения. Что на этого человека изготовлен полис номер такой-то. Этот
электронный ответ позволит лечебному учреждению оказать уже медицинскую
помощь.
Емилиан: Просто можно ходить с тем же временным, просто его показывать и все, тогда
не надо эти справки эти брать из полиции.
И. Кусков: Вот поэтому 40 000 полисов и осталось.
З. Гутова: Вот ответьте на такой вопрос, так как поликлиника № 5 моя каждый день
оказывает медицинскую помощь бездомным гражданам. Они имеют право писать вот это
ходатайство?
Е. Бродская (МГФОМС): Все лечебные учреждения города Москвы имеют право
направлять ходатайства об идентификации застрахованного лица.
Е. Коваленко: Вот, поликлиника № 5, там, в здравпункт отправила ходатайство об
идентификации. Пришел ответ, что его там нет. Дальше человек с заявлением что-то
может еще сделать?
А. Афанасьева (МАКС-М): К ходатайству сразу прикладывается заявление. Такой
порядок, регламент в городе Москве. К ходатайству медицинской организации
одновременно прикладывается заявление от пациента. Сразу с выбором той или другой
страховой компании. В заявлении заполняются все графы, которые требуются.
Московский городской фонд принимает данное ходатайство, проверяет информацию. Чтото находится непосредственно в регистре застрахованных города Москвы. Когда-то этот
человек был застрахован, у него был полис. Потом человек идет в медицинское
учреждение. Если этого нет, данное ходатайство передается в ту страховую компанию,
которую выбрал пациент.
Е. Коваленко: А в заявлении он может указать, что у него нет паспорта, и тогда будет
все равно процесс этот пойдет?
А. Афанасьева (МАКС-М): Может, может. Я не знаю, с каким результатом он придет
обратно. Могу сказать, страховая компания МАКС-М не выдает временные свидетельства
без указания документа, удостоверяющего личность. Это наша позиция.
Емилиан (Дом «Ной»): Еще скажите, пожалуйста, правомерно ли будет требование в
больнице, если у него этот просроченный временный полис, а настоящий он получить не
может, потому что паспорт показать не получилось, сказать, что вот давайте везите
настоящий полис, или мы его не берем.
А. Афанасьева (МАКС-М): Я уверяю Вас, медицинская организация не будет требовать
предоставить оригинал полиса, хотя бы только потому, что медицинская организация
заинтересована в получении денежных средств за лечение, и если запрос к единому
регистру застрахованных подтвердил факт страхования данного человека, то это гарантия
то, что лечебная организация получит компенсацию денежных средств.
Емилиан: А можно телефон московского фонда обязательного медицинского страхования,
по которому можно проконсультироваться гражданам.
Е. Бродская (МГФОМС): Конечно, горячая линия: 8 495 952 93 21
И. Кусков: А вот полисы старого образца, в следующем году они уже перестанут работать,
правильно я понимаю?
Е. Бродская (МГФОМС): Нет. В Федеральный Закон 326-й действует, и в нем написано,
что полисы, действовавшие до вступления в силу этого закона, сохраняют свою силу до
замены на полис единого образца. А никакими нормативными документами сроки замены
не установлены. Впервые в Российской Федерации в прошлом году сформировался
Федеральный, то есть единый регистр застрахованных лиц российских. Программный
комплекс Федерального фонда ОМС выявил, что больше, чем у трехсот тысяч москвичей
2 полиса оказалось. Последний действующий по дате выдачи программный комплекс
оставил, а все предыдущие аннулировал.
З. Гутова: Можно я еще вопрос задам? Вот, допустим, лицо без определенного места
жительства получает страховой полис, все у него подтвердилось, он получил вот законно
свой полис, они у нас часто теряют документы, теряют полисы...
Е. Бродская (МГФОМС): Ничего страшного. Переоформление. Он идет и делает
переоформление, получается выдача дубликата полиса.
Е. Коваленко: Это бесплатно?
Е. Бродская (МГФОМС): Разумеется. А в больнице по регистру его идентифицируют и
сформируют счет, поэтому если он застрахован, совершенно не проблема.
Е. Коваленко: Спасибо большое, коллеги. Я бы хотела в заключении просто еще раз
остановиться на том, что мы можем сделать, чтобы попытаться изменить ситуацию,
прояснить ее, потому что, мне кажется, не очень правильно, что в других регионах
все-таки выдаются полисы без паспорта, а в Москве почему-то этот процесс пока не
начинается и какие-то возникают проблемы. Первый момент, что на
Координационном совете в Департаменте обязательно об этом поговорим и
попробуем со стороны Департамента соцзащиты выяснить, что они могут сделать.
Дальше, мы должны обратиться в Федеральный Фонд ОМС и в
Минздравсоцразвития за разъяснением ситуации. Институт экономики города может
сделать запросы в дружественные организации в разные регионы, чтобы увидеть,
какая практика в регионах реально существует. Где выдают полисы без паспорта,
где не выдают. Обобщить эту информацию и передать и в Фонд ОМС и разным
заинтересованным органам. Далее, может быть, нам нужно сделать официальный
запрос также и в территориальный Фонд ОМС от НКО, например. Как Вам кажется,
имеет это смысл это сделать?
Е. Бродская (МГФОМС): Получите разъяснения в соответствии с нормативными актами
Российской Федерации, ничего другого.
И. Кусков: Мы такой уже делали запрос, и уже получали в 2011… Изменился закон по
ОМС и просили разъяснить, там было написано, что без паспорта тоже выдается.
Е. Коваленко: Надо еще раз, надо еще раз запросить на момент сегодняшний. Кроме
тех четырех пунктов, которые я назвала, что еще реально мы можем попытаться
сделать все вместе, чтобы эту ситуацию разъяснять и двигать?
И. Кусков: Мне кажется, самое главное, в отличие от Питера, у нас нет никакой
статистики. Нам надо наблюдать, я считаю…
Участник: Милосердие этим занимается.
И. Кусков: Вот мы будем писать, а нам будут отказывать в выдаче полиса без
паспорта. Вот мы будем это собирать. И мы можем обращаться в Министерство
здравоохранение, мы имеем право это сделать через конфессиональный отдел.
Владыка хорошо общается с вице-премьером по социальным вопросам. Мы можем
эту ситуацию обсудить на самом высоком уровне, нам нужна статистика. Мы пока
эту статистику не набрали.
Е. Коваленко: Значит, надо уже скорее собирать статистику…
Е. Кондрахина: Мы не собираем статистику, мы работаем с каждым конкретным
человеком. Вот пришел человек, вот он передо мной, говорит – «мне отказали», я снимаю
трубку телефона и звоню, решаю это в рабочем режиме, дублирую письмом, я не жду,
пока у меня будет несколько таких обращений. Нам важен каждый человек.
Е. Коваленко: Таким образом статистика и собирается, и обращение в Фонд возникает.
Забыла уточнить у здравпункта, как сейчас полисы делаются, ведь вы же оформляете
полисы временные? Когда без паспорта даже не пытаетесь начать этот процесс? Или
пытаетесь, все-таки. Получаете какой-то отказ?
З. Гутова: К нам обратилась страховая компания и сказали, что документы на момент
оформления временного свидетельства не нужны, оформляются вот временные
свидетельства, и через месяц, если подтверждаются все эти данные, то выдается
постоянный полис.
Е. Коваленко: Это они только недавно к Вам обратились. До этого часто какая
ситуация была, последний год?
М. Боброва: А до этого, как только получали документ…
Е. Коваленко: То есть даже не пытались начать процесс получения полиса без
документа?
М. Боброва: Даже не пытались.
Е. Бродская (МГФОМС): Каким-то лицам, поскольку они являются иностранными
гражданами, очень выгодно свои документы прятать. В какой-то важный момент их
доставать. Не будем забывать, что у нас город с особой миграционной нагрузкой, самой
большой в Российской Федерации. Здесь огромный наплыв, именно иностранных
граждан, поэтому давайте немножко дифференцировать все-таки. У нас все-таки граждане
Российской Федерации подлежат обязательному медицинскому страхованию, поэтому
давайте все-таки максимально внимательно к ситуации подходить.
Е. Коваленко: Поэтому хочется, чтобы занимались этой ситуацией Центры социальной
адаптации, которые могут дать ходатайство, когда они видят, что это скорей всего
россиянин. Могут ответственность взять. А также здравпункт, это же тоже официальное
учреждение.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Я прошу выделить отдельную категорию: лица без
гражданства и с неподтвержденным гражданством. Подтверждение гражданства длится
иногда долгие годы. То есть, мы видим, что это гражданин Российской Федерации по
косвенным данным, которые у нас есть, но на подтверждение гражданства уходят годы.
Официально, - это люди с неподтвержденным гражданством.
Е. Коваленко: Понятно, что есть такая проблема, и что ее очень сложно решить, но
хотя бы начнем с того, чтобы решить вопрос, когда ситуация более простая, как в
других регионах мы видим, что она решается, а у нас нет.
Е. Бродская (МГФОМС): Вы знаете, в заключение 2 слова хочу сказать, что не так давно
вышло Постановление правительства об оказании медицинской помощи иностранным
гражданам на территории Российской Федерации, оно стало более жестким, чем было
постановление №546. За все виды медицинской помощи, кроме тех, которые застрахованы
по закону, по ОМС, счета выставляются, могут выставляться, формироваться либо в адрес
самого этого иностранного гражданина либо в адрес какой-то принимающей стороны,
либо в адрес его страны, так сказать, места жительства. В отношении иностранных
граждан очень внимательными надо быть.
М. Боброва: Вот такой вопрос, иностранная гражданка родила, то есть у нее приняли
роды, все, ребенок как бы родился недоношенный, значит, какие-то там определенные
мероприятия по донашиванию этого ребенка провели и ей выставили счет. Это
правомерно?
Е. Бродская (МГФОМС): Я же Вам говорю. Выставляется счет.
М. Боброва: А нет денег, и что? Ребенка выкинуть?
Е. Бродская (МГФОМС): У меня нет ответа на этот вопрос, Вы поймите.
М. Боброва: А ребенок считается уже гражданином?
Е. Бродская (МГФОМС): Вы поймите правильно, вот еще раз. У нас есть Закон о
гражданстве Российской Федерации. Если один из родителей россиянин и ребенок
родился в России, то ребенок автоматически приобретает гражданство России по
рождению и все-все прочие права. Если же единственный родитель или оба родителя
иностранные граждане, а ребенок родился здесь, он не приобрел российского гражданства
по рождению и никаких у него прав как у россиянина нет.
И. Кусков: За рубежом бездомным из ЕС можно сделать все что угодно, бездомным из
России, Казахстана - ничего, вообще нельзя ничего сделать, потому что за рубежом 50%
бюджет получают от госструктур, и они четко говорят, с кем надо работать, и их должны
слушаться. Вот, и поэтому бездомные иностранные там находятся в плачевном состоянии.
Е. Петровская (РОО «Милосердие»): Есть Соглашение правительств государств –
участников стран СНГ от 27.03.1997 года. Суть такова: скорая и неотложная медицинская
помощь оказывается бесплатно в той стране, в которой прибывает гражданин из этих
государств. Бесплатно! Это соглашение между странами СНГ. Я вернусь к своему самому
первому вопросу. Стандарты оказания скорой и неотложной медицинской помощи,
включают ли в себя определенное время (дни) содержания в стационаре? Или у нас одни
медицинские стандарты для российских граждан, а другие – для лиц без гражданства и
иностранцев?
Е. Бродская (МГФОМС): У каждого заболевания и состояния свой медицинский стандарт,
где-то амбулаторная помощь, где-то дневной стационар, а где-то круглосуточного
пребывания.
В этом Соглашении и во многих других Соглашениях международных написано, что
медицинская помощь им оказывается в экстренном порядке до устранения угрозы жизни и
возможности транспортировки, а дальше может быть оказана плановая помощь, и
плановая помощь оказывается на платной основе.
Участник: По российскому законодательству, если иностранный гражданин поставлен в
ситуацию, угрожающую его жизни, то лицо, допустившее это, несет уголовную
ответственность. У нас нет разделения в законе на иностранца, россиянина.
ЗАВЕРШЕНИЕ
Download