ПУТЕШЕСТВИЕ НА АВТОБУСЕ ПО СЕВЕРО

advertisement
ПУТЕШЕСТВИЕ НА АВТОБУСЕ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДУ РОССИИ
Санкт-Петербург - Лодейное Поле - Петрозаводск - Кандалакша - Мурманск - Сегежа - Вытегра Вологда - Череповец - Москва
Часть вторая. Кандалакша — Москва.
Проведя замечательный день в Кандалакше, утром 4 сентября мы выдвинулись в Мурманск, где
планировалось провести следующие два с половиной дня. Программа работы у нас намечалась
очень насыщенная, о чем мы уже сожалели: во-первых, устали, во-вторых, очень хотелось погулять
по окрестностям и посмотреть красоты.
Было очень обидно, что мы всё время проезжаем мимо невероятной красоты. Дорога от
Кандалакши до Мурманска удивительная. По правую руку мы оставили горный массив Хибин. Трасса
заметно поднималась вверх. Лес совсем исчез, и пейзаж стал совершенно космическим: горы, камни,
лишайники, маленькие озерца и карликовые деревья. Видимо, это и называется горной тундрой.
Несмотря на несколько остановок, мы довольно быстро добрались до Мурманска, были там в два
часа. Готовились по приезду приступить к работе, но к нашей радости работа отменилась, и у нас
образовалось полдня свободного времени.
Люди, которые нас встречали, разместили нас в гостинице «Меридиан» (http://www.meridianhotel.ru/). Это центральная большая гостиница. Очень чисто, уютно, комфортно. Особенно
запомнились завтраки. Шведский стол, очень много разных блюд. Особенно рекомендуем блинчики:
они были прекрасны.
После размещения и обеда встал вопрос о том, чем заняться. У нас была мечта попасть к
Северному Ледовитому Океану (ну, к Баренцевому морю) — это около 140 км от Мурманска. Наши
хозяева предложили сопровождать нас в этой поездке.
Решили ехать в Териберку – рыбацкий посёлок, который стоит в устье одноименной речки.
Говорят, Териберка на лопарском языке – туда-обратно, потому что во время приливов течение реки
меняет свое направление и речка течёт вспять. Ехали сначала по ремонтируемой дороге, потом по
асфальту, потом асфальт становился всё хуже, пока не превратился в грунтовку. Это была
невероятная поездка: ощущение красоты было почти физическим — оно переполняло, насыщало,
истощало.
бам ааааа
Это трудно описать словами и не вполне передается фотографиями, но это было прекрасно.
Дома мы были около 12 ночи, совершенно без сил, но и без капли сожалений о проведённом
времени.
А утром начали нашу работу в Мурманске с посещения детского травмотологического отделения
Мурманской больницы. Смысл в том, что дети лежат в отделении очень подолгу, и здорово, если у
них в отделении есть библиотека, из которой они могут брать книги. Теперь она там есть, и, кажется,
некоторые дети даже заинтересовались предложенными книгами.
Следующим пунктом была Национальная детская библиотека. Туда мы тоже передавали книги,
а они организовали группы школьников из соседних школ. Задача, опять же — рассказать ребятам о
книгах, чтобы они книги брали, читали.
Вечером мы гуляли по Мурманску. Он лежит террасами над заливом, у него широкие улицы и
сталинской архитектуры дома. На сопке над Мурманском возвышается памятник Алёше –
напоминание о героическом противостоянии жителей Мурманска немецким войскам во время
Великой Отечественной войны. Он монументален, других слов нет.
Мы очень старались попасть на атомоход «Ленин», и мы его увидели! К сожалению, он ещё не
открылся после ремонта, но, говорят, там очень интересные экскурсии. На меня самое большое
впечатление произвел ночной порт. Мы смотрели на него сверху, с сопки, и он напоминал огромное
животное.
Потрясли рассказы о полярной ночи – с декабря по середину января – сплошная ночь, без лучика
солнечного света. На этом фоне, любое нытье по поводу недостатка солнца в Москве кажется
несостоятельным, а люди, которые живут в Мурманске – ужасно героическими.
Весь следующий день мы рассказывали ребятам о книжках про окружающий мир. Пытались
заинтересовать их этой темой. Что примечательно, мурманские дети более живо реагируют на эту
тему, чем московские. Вечером снова прогулка по Мурманску и окрестностям. Очень здорово гулять
по городу с людьми, которые этот город действительно любят.
Утром 7 сентября мы выехали из Мурманска. Конечной точкой был город Сегежа, который
попал в наш маршрут из-за красивого названия и относительно большого населения. Но по дороге
мы хотели попасть ещё в одно место в окрестностях Кандалакши, про которое нам очень
зажигательно рассказали в Мурманске.
«Если ехать от Кандалакши по дороге на Умбу – сказали нам,- то будут очень красивые
деревеньки, а в месте впадения одной речушки в Белое море – аметистовая долина». Пропустить мы
это не могли, поэтому бросили автобус в Кандалакше, загрузились в джип и поехали. Ехать, по нашим
расчётам, было километров 80. На деле, 80 километров превратились в 200 в одну сторону, но
остановиться мы не смогли и в аметистовую долину попали. Мы ехали вдоль побережья Белого
моря, сначала по асфальту, потом, основную часть пути, по вполне приличной грунтовке. По дороге
нам встречались деревеньки – настоящие, северные, с приземистыми домами, большими дворами и
широкими улицами. Вдоль дороги тянулись светлые сосняки с белым ягелем. На ягеле то тут, то там
краснели шляпки подосиновиков, которые видно было даже из окон машины. Места там очень
дикие и красивые. От всего есть ощущение настоящести и суровости. Поскольку еды у нас с собой не
было, а прогулка превратилась в путешествие, мы купили молоко и сливки у местной бабушки,
тушёнку и печенье (хлеба не было) в сельпо, и так и пообедали.
Аметистовая долина – место впадения маленького каменистого ручейка в Белое море. И почти
на каждом булыжнике растут где-то прозрачные, где-то сиреневые кристаллы аметистов. Мы
загрузили полную машину камней и поехали обратно в Кандалакшу. На это путешествие мы
потратили целый день, у автобуса были часов в девять вечера, а уже утром должны были открывать
магазин в Сегеже…
Ночь с 7 на 8 сентября мы провели в пути, ехали в Сегежу. Не доехав километров 100, заночевали
прямо в автобусе на трассе и утром продолжили путь. Приехали вовремя, но изрядно растрёпанные
и замученные.
Это сохнут стиранные вещи, пока автобус едет.
Про Сегежу рассказывать не буду – то ли из-за нашей усталости, то ли из-за их суматохи (были
выборы), романа с этим городом у нас не случилось. И утром 9 сентября мы без особого сожаления
покинули его. Дорога наша лежала на Вытегру. Работать мы там не собирались – не смогли найти
людей, которые могли бы помочь нам организовать работу на месте.
В интернете мы нашли вроде симпатичную туристическую базу, на которой собирались как
следует отдохнуть вечером, чтобы утром продолжить свой путь. По дороге мы хотели заехать
посмотреть петроглифы и монастырь. Сразу хочу сказать, что дорога двухполосная, покрытие
асфальтовое, но не очень ровное. На низкой легковой машине быстро ехать без урона для машины
вряд ли получится.
До петроглифов добраться не удалось, потому что дорога не проезжая. Местные жители возят
туда на лодке, сначала по реке, потом по Онежскому озеру, но это отдельное длинное путешествие,
рассчитанное часов на пять. Мы решили отказаться. Смешно, что власти периодически пытаются
отремонтировать эту дорогу, но местные жители её бомбят, потому что дорога на петроглифы – их
заработок и честный хлеб.
Оставшись без петроглифов, мы подумали завернуть в Муромский монастырь. Свернули на
подходящую по карте дорогу, но проехать по ней не смогли даже на джипе!!!! И это при том, что
погода стояла совершенно сухая. Так и не приобщившись к культурным памятникам Карелии,
поехали дальше.
Ночевать мы собирались на базе «Онежское подворье» (onego35.ru), по трассе 20 км не доезжая
Вытегры. База расположена на берегу Тудозера, которое отделено от Онежского озера узким
песчаным перешейком. Что сказать, очень уютные и красивые домики, невероятно вкусная еда,
красивые виды и баня по-чёрному. Мы гуляли, катались на лодке, ловили и даже поймали рыбу,
собирали грибы. Короче, это был чудесный отдыхательный вечер, в уюте, тепле и красоте.
Уже во время путешествия нам на фейсбук написали, что в Вытегре живет девочка, которая
очень-очень любит читать. Она подбирает книги в интернете и было бы очень здорово, если бы мы
могли с ней встретиться. Мы были готовы встретиться, но Вытегру проезжали, когда все ребята в
школе, а надолго задержаться мы не могли – в пять в Вологде Аня делала доклад про социальное
предпринимательство. Позвонили маме этой девочки, она сказала, что школа — не проблема,
девочка может пропустить урок.
Такого никто из нас не видел (стоит уточнить, что ей всего 11 лет). Девочка пришла со списком
книг, которые хотела у нас купить – познакомилась с ассортиментом на нашем сайте. Она знала
почти все наши книги, могла рассказать про любую книжку, задавала вопросы, которые ставили в
тупик. Осталось загадкой, как и откуда девочка из Вытегры (очень маленького, камерного городка)
вообще могла узнать о существовании этих книг (в Вытегре их точно нет). Откуда такая страсть к
чтению, тоже не понятно. Это было похоже на маленькое чудо. Мы подобрали для этой девочки
книги, получили банку невероятно вкусного черничного варенья и поехали дальше.
До Вологды оказалось ехать несколько дольше, чем мы рассчитывали. Поэтому Аня со Славой на
джипе поехали вперед на лекцию, а мы ехали сзади, как могли.
После лекции мы поехали домой. Для ночевки нам предоставили уютную квартиру, где мы и
ночевали всё время, пока были в Вологде. Утром 11сентября мы работали в библиотеке по той же
схеме – передаем в библиотеку комплект книг и рассказываем ребятам об этих книгах, чтобы они
пришли и прочитали. Вечером торговали около какого-то ДК. Мы даже успели немного погулять,
хотя, честно говоря, к этому времени уже очень устали. Утром было сложно вспомнить, в каком мы
городе. Мозг отказывался воспринимать новые красоты.
Что можно сказать: очень красивый Кремль, но, к сожалению, мы
площадку. Много удовольствия я получила просто от прогулок по
впечатление на меня произвёл магазинчик «Резной палисад». Там
выставлены традиционные народные промыслы, старинные работы
художников, которые можно купить. Очень красивое и интересное место.
не попали на смотровую
улочкам. Неизгладимое
экспозиция, на которой
и работы современных
Что запомнилось о Вологде? Вологодское масло, запатентованный торговый знак. Оно совсем не
похоже на обычное сливочное масло – у него ореховый привкус и невероятный аромат.
Единственное, есть его надо совсем свежим, иначе магия пропадёт. К сожалению, я узнала об этом,
когда выезжала из города, так что собственных впечатлений у меня нет. Зато я точно знаю, чего хочу
попробовать.
Резные палисады стали символом Вологды после появления всем известной песни. До этого
такой темы в городе не было.
Всё это рассказали нам люди, которые нас принимали в Вологде, и это было интересно.
12 сентября, в 7 утра мы выдвинулись в Череповец, чтобы отработав там несколько часов,
поехать домой. В Череповце мы попали в замечательную школу. Пообщались с ребятами и поехали
в Москву. Около 12 ночи 12 сентября я была дома с кучей камней, сувениров и впечатлений.
Спасибо огромное администрации всех вышеперечисленных городов, Некоммерческой
общественной организации «Опора России», оператору сотовой связи «Теле2», Торговому центру
«Макси», Национальной библиотеке республики Карелия, Национальной библиотеке Мурманской
области, Общественной организации «Большая перемена», девочке Кате из города Вытегра,
команде «Бампера» и Славе. Без всех этих людей этой поездки бы не было.