ВКЛЮЧЕНИЯ КЛЕТОК БАКТЕРИЙ. РОСТ И РАЗ

ВКЛЮЧЕНИЯ КЛЕТОК БАКТЕРИЙ. РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ

3.1
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗАПАСНЫЕ КЛЕТОЧНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ.
В результате жизнедеятельности в клетках микроорганизмов образуются запасные включения.
Сюда относят волютин, гранулеза, гликоген, жир и другие соединения.

Волютин – запасное вещество, состоящее из неорганических веществ (полифосфатов и полиметафосфатов) и соединений, близких к нуклеиновым кислотам. Откладывается в запас в
целюллозе у бактериий и в вакуолях у дрожжей.

Гранулеза – крахмалоподобное вещество, хорошо обнаруживается у маслянокислых бактерий.

Гликоген – крахмалоподобное вещество, имеет зернистую структуру, но иногда может находиться в растворенном состоянии.
Некоторые дрожжи образуют включения гликогена (Cryptococcus), волютина (Saccharomyces),
жира в виде отдельных капель (Trichosporon) либо одной липидной вакуоли (Lipomyces). Клетки
дрожжей богаты питательными веществами – белками, жиром, витаминами, – могут быть использованы для кормовых целей.
Количество гликогена в клетках дрожжей меняется в зависимости от их возраста и условий культивирования.Количество гликогена в дрожжах меняется в зависимости от их возраста и условий культивирования. В зрелых клетках гликоген занимает от 1/3 до 2/3 клетки и более. В клетках с низкой
физиологической активностью окрашенный гликоген занимает менее 1/4 клетки. В молодых клетках
гликоген отсутствует, а клетки при окрашивании раствором йода приобретают бледно-желтый цвет.
Для оценки используется раствор Люголя. Раствор Люголя окрашивает клетки в желтый цвет, а гликоген - в коричневый
 Материалы и оборудование:
чистые культуры Clostridium pasteurianum, Bacillus subtilis, Bac. Mesentericus, Saccharomyces
cerevisiae (суспензия дрожжей концентрацией около 107 клеток/мл), крепкий и слабый растворы Люголя для окраски гранулезы и гликогена, метиленовый синий.
3.1.1 Окраска гликогена
1) Для обнаружения гликогена на предметное стекло
петлей наносят небольшое
количество
дрожжевой
суспензии, каплю культуры
сенной палочки и 2-3 капли
раствора крепкого р-ра Люголя.
2) Каплю накрывают покровным стеклом, излишек
жидкости удаляют фильтровальной бумагой и микроскопируют 40х
3) Через 2-3 мин клетки
дрожжей окрашиваются в
желтый цвет, а гликоген - в
коричневый.
Нагреть до 60° и вновь охладить. Отметить изменения
Рис. препарата .
Культура микроорганизмов : ........................................................

ЗАНЯТИЕ 3.
Химический состав гликогена . .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . . .. .. .. .. .. ..
.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..
Значение гликогена в клетке .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..
3.1.2
Окраска гранулезы в накопительной культуре сахаролитических клостридий
Для обнаружения гранулезы Рис. препарата культуры микроорганизмов : ..............................
на предметное стекло наносят .........................................................................................................
взвесь культуры Clostridium ......................................................................................................... .
pasteurianum,
добавляют каплю слабого раствора люголя,
накрывают покровным стеклом
и микроскопируют при объективе 40х или 100х.
Гранулеза окрашивается в
темно-синий цвет, а гликоген в красно-бурый.
Химический состав гранулезы. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . . .. .. .. .. .. ..
Значение гранулезы в клетке .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..
3.1.3
Выявление включений жировой природы
Жировые включения в клет- Рис. препарата культуры микроорганизмов : ..............................
ках
некоторых
дрожжей .........................................................................................................
можно видеть и без специ- ......................................................................................................... .
альных методов окраски, Окраска ..........................................................................................
пользуясь
прижизненным .........................................................................................................
микропрепаратом. В клетках
дрожжей можно видеть крупные капли жира, сильно преломляющие свет.
3.2
ЗАДАНИЯ САМОПОДГОТОВКИ
По учебнику подготовить материал:
РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ. Скорость размножения прокариот. Типы деления. Рост
микроорганизмов. Рост отдельных микроорганизмов и популяций (культур). Сбалансированный и несбалансированный рост. Возможные причины несбалансированного роста.
РАЗВИТИЕ БАКТЕРИАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИИ в статической и в непрерывной (проточной) культуре. Основные параметры роста культур: время генерации, удельная скорость роста, выход биомассы. Закономерности роста чистых культур при периодическом выращивании. Кривая роста, особенности отдельных фаз. Рост микроорганизмов при непрерывном культивировании. Значения непрерывного культивирования для изучения свойств микроорганизмов и для их практического использования. Синхронные культуры, способы получения и значение.
ЧИСТЫЕ И ЭЛЕКТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ. Культивирование микроорганизмов. Основные типы сред,
используемые для культивирования м/о-мов (по составу и физическому состоянию). Культивирование аэробных и анаэробных м/о-мов. Поверхностное и глубинное выращивание.
По учебнику подготовить материал:
Включения, запасные питательные вещества их разновидности (полифосфаты, полисахариды,
поли-оксимасляная кислота, отложения серы т.д.), напротив каждого включения указать его роль.
1. ВКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОСЛОЙНОЙ БЕЛКОВОЙ МЕМБРАНОЙ;
1.1. хлоросомы;