4.6. астрономи древних славн

4.6. Астрономические знания Древних Славян
Приступая к обсуждению, прямо скажем, не многочисленных, но значимых сведений о состоянии астрономических знаний Древних Славян, необходимо, в начале,
напомнить основные этапы развития учений о небе, как таковом. Учёные предполагают, что как только человеку потребовалось на самом примитивном уровне ориентироваться во времени и пространстве. В ходе производственной деятельности, особенно сельскохозяйственной, астрономические данные стали первостепенно необходимыми, что связано, прежде всего, с периодизацией отдельных видов работ. Именно в это время появились первые системы небесных опознавательных знаков. Положение на небе естественных отметчиков времени Луны и Солнца стали прообразами
исчислений суток и месяцев. Развитие земледелия в южных регионах и охоты в северных регионах обнаружило зависимость производственных процессов от положений Солнца и Луны на небосклоне.
Материальные свидетельства астрономических устремлений людей обнаруживаются, начиная с VI – III тыс. до с.л. Датировка во многом условна, потому что буквально ежегодно археологами и учёными иных направлений обнаруживаются свидетельства всё более и более древних памятников астрономической деятельности людей. Такие памятники найдены на необъятных просторах нашей Родины, в Месопотамии, Египте, странах Средиземного моря, Китае, Индии в Южной Америке. В последнее время появилась даже новая отрасль знаний – археоастрономия, наука о самых ранних астрономических памятниках и понятиях. На стенах пещер, между прочим, ранние люди, наряду с женщинами, охотой и животными изображали картины
видимого звёздного неба. Эти изображения среди знающих людей получили даже
самостоятельное название «солярные знаки». Кроме материальных свидетельств
наши пращуры оставили некие астрономические свидетельства фольклорного толка,
которые, как полагают учёные, возникли во время формирования языков.
К древнейшим астрономическим материальным памятников следует отнести,
прежде всего, многочисленные мегалитические сооружения среди которых выделяются Аркаим (рис. 4.30) и Стоунхендж (рис. 4.29), по крайней мере, по времени их
постройки и уникальности астрономического назначения. Аркаиму будет посвящён
специальный раздел, поэтому несколько слов скажем об Стоунхендже. Этот памятник уникален по своим размерам и степени сохранности.
Каменные блоки, высота которых доходит до 7 м. расположены по кругу с радиусом
примерно 115 м. Вершины некоторых вертикальных блоков
соединены горизонтальными
каменными
перемычками.
Культовое назначение мегалита было описано еще древнегреческим историком Диодором Сицилийским, который
отнёс его строительство к I в
Рис. 4.29. Стоунхендж
до с.л. Затем интерес к строению
упал, новую волну в XVII в. с.л.
поднял первый английский археолог Джон Орби, который
представил сооружения как культовое сооружение ордена Друидов времён Римской империи
возведённое в I в. с.л. Приемлемое назначение Стоунхенджа установили астрономы-энтузиасты
Уильям Стьюкли и Джон Смит,
подметившие, что главная ось
симметрии постройки указывает
Рис. 4.30. Аркаим (реконструкция)
на точку восхода Солнца в самый
продолжительный день лета. В XX в. с.л. профессиональными археологами и астрономами было установлено, что II тыс. до с.л. солнечно-лунное астрономическое сооружение уже использовалось для наблюдений. В астрономии появился новый термин, относящийся к науке древности – «горизонтальная астрономия», когда наблюдения небесных светил совмещалось с горизонтов и координировалось посредствам
специальных строительных конструкций.
К настоящему времени кроме Аркаима и Стоунхенджа более сотни сооружений
подобного назначения обнаружены на территории Урала, Сибири, Северного Кавказа, Франции, Англии, Армении, Азово-Причерноморских степях, в странах Восточной Европы, Южной Америке, Полинезии и Китае. Интересно отметить, что европейские и азиатские астрономические постройки были более грандиозными, чем
аналогичные конструкции Месопотамии и Древнего Египта аналогичных периодов
времени. Причём, к настоящему времени установлено, что древнейшие обсерватории были построены ещё в V – IV тыс. до с.л. Учёные склонны считать, что мегалитические и иные по конструкции сооружения для астрономических наблюдений возникли как общественные сооружения для инструментальной поддержки календарных исчислений и попутно (для народа в основном) для совершения религиозных
культовых ритуалов и праздников. Наличие такого инструментария в распоряжении
жрецов характеризует, прежде всего, уровень развития данной цивилизации. Исповедуя этот принцип, можно предположить, что если астрономические построения на
территории Европы и Азии были более совершенными, чем в Месопотамии и Египте, судя, но имеющемуся набору археологических открытий, то и научнотехнический и технологический уровень развития цивилизации был тоже выше.
Небом человек начал интересоваться задолго до создания специальных инструментальных конструкций. Кстати, приверженцы эволюционной теории возникновения человека, связывают появление на планете Homo Sapiens во времена мамонтов и
шерстистых носорогов с пещерными рисунками женщин, животных и фрагментов
звёздного неба. Небесные рисунки первобытных людей среди специалистов называют «солярные знаки» (рис. 4.31). Оголтелые материалисты с налётом фанатичности
считают, что главным показателем зачатков интеллекта является уровень реалистичности пещерных росписей, т.е. насколько начертания близки к представляемой в
наше время натуре. Женщины, животные, сцены охоты и быта – это всё реалии. Но в
изображениях появляются элементы фантазии авторов, реальные сюжеты дополняются образами, рождёнными авторским разумом. Это тоже реальный мир, но преломлённый через сознание художников. «Солярные знаки» являются свидетельством
появления интереса у древних людей к
небу и проявлением попыток приспособить небесные знаки к своим, ещё
не очень высоким потребностям.
Практически у всех древних народов, поднявшихся на определённый
уровень интеллектуального развития,
в период палеолита вначале появлялись лунные календари. Астрономы
это объясняют это тем, что луна представляет собой небесный объект с явно выраженными периодическими
чертами присутствия. Однако технология определения временных отрезков в настоящее время не совсем понятна. Судя по бытующим ныне теориям, лунные календари возникли ещё
до того, как люди научились писать. А
как со счётом? Ведь по сути своей люРис. 4.31. «Звёздное небо» в пещерной живописи
бой календарь, включая лунный, представляет собой отметчик достаточно протяжённых промежутков времени. Для того,
чтобы календарь, даже самый примитивный, состоялся, необходимо освоить методику фиксации определённых фаз Луны и научиться определять количество дней
или ночей между этими событиями. Согласитесь, что совсем безграмотным, т.е. не
ведающим элементами письменности и счёта это сделать достаточно затруднительно. Даже если делать зарубки на палке или вязать узлы на верёвке, то дни или ночи,
так же как и условные метки надо как-то считать. Есть, кстати, ещё одно предположение, которое возникло уже в наше время. Дело в том, что при нахождении спелеологов длительное время под землёй без отметчиков времени, одним из основных
способов измерения длительный промежутков являются периоды между критическими днями у женщин. В этой связи была высказана гипотеза, что в древности, в
начале для измерений пользовались именно этим способом, а потом уже обратили
внимание на аналогию с фазами Луны. Методика выбора начала месяца в природных
лунных календарях тоже представляется не совсем очевидной. Такому выбору
должны предшествовать наблюдения за фазами Луны. Тут древним людям должны
были встретится ряд объективных трудностей. Выбранная фаза могла приходится на
ненастную погоду, когда наш естественный спутник скрыт облаками или на дневное
время суток, когда луну не видно и в ясную погоду. Переход от одной фазы луны к
другой происходит в разное время внутри суток. Многие историки лунных календарей склонны считать, что, в большинстве своём, древние народы за начало лунного
месяца брали фазу новолуния, т.е. момент появления месяца на небосклоне. Если
даже специально обученный и тренированный человек этот факт обнаружил, что
следовало его принять за начало нового месяца или за окончание предыдущего? У
Древних Славян Месяц был царём ночи и мужем Солнца. Затем Месяц влюбился в
утреннюю Звезду, за что Боги наказали его, расколов напополам, за неверность, так
сказать. Красивая история, не правда ли? Но удивительным является то, что аналогичная легенда существует на противоположной стороне планеты, в Австралии. Там
тоже юный Месяц обратил взор свой на чужую жену, за что был изгнан из своего
племени и до настоящего времени скитается по небу, ища пристанища.
Вполне вероятно, что влияние фаз Луны на процессы в живой природе было замечено людьми давно. Интерес к таким закономерностям проявлялся во все известные времена, не потерян и в наши дни. Наибольшая корреляция между состоянием
Луны и жизненными показателями на Земле отмечается в полнолуние. В фазе полной Луны, например, ускоряются процессы движения соков в растениях, чем успешно с древних времён пользуются сборщики древесного сока. На людей полнолуние
действует двояко. У одних в этот период наблюдается приток жизненных сил, улучшается настроение, появляется жажда деятельности, а у других, наоборот – наступает упадок сил, бессонница и обостряются заболевания. Именно на полнолуние приходится больше всего вызовов скорой помощи, в частности беременными женщинами. На полнолуние, как правило, приходится пик месячной рождаемости. Правоохранительные структуры тоже отмечают, что в полнолуние требуется более частое их
вмешательство. В психиатрии дни, сопряжённые с полными фазами Луны считаются
самыми трудными.
Как полагают многие историки естествознания, лунный календарь возник в каменном веке, причём повсеместно[40]. Надо отметить, что в современной трактовке
развития человечества в устах официальных историков слово «вдруг» является одним из самых распространённых. Вдруг, примерно 10000лет назад, без всякой длительной подготовки возникает сельское хозяйство, Пример тому шумерский вариант. Никаких следов подготовительного периода. По утрецу встало племя, попило
ключевой водицы, да и порешило завязать с охотой и собирательством, а заняться
культурным земледелием, и семена подходящие подвернулись по случаю. Вспахали,
посеяли, собрали, понравилось, стали продолжать, ориентируясь на фазы луны. Утрировано в некоторой степени, но по сути так и описывается в современных учебниках. Опять-таки друг, практически в одно и то же время во многих точках планеты
начинают получать бронзу. Вот так совпало, что одновременно наши предки решили, что медь, как конструкционный материал не очень хороша. Надо к меди прибавить строго определённое количество олова и получится совершенно другой металл
с более приемлемыми свойствами. Всё вдруг. Да и сами древние цивилизации, по
сути, появились вдруг. А если встречаются следы, указывающие на то, что то или
иное проявление появлялось не вдруг, как например, на просторах нашей Славянской Родины, то эти факты либо не замечают, либо объявляют выдумкой. А всё отчего? А чтобы историю Европы, например, начать с Древних Греков, и не ранее, а
иначе всё созданное историческое здание пойдёт прахом. Кстати и появление лунного календаря принято связывать с появлением земледелия. Поскольку земледелие
возникло вдруг, то выходит и календарь тоже возник внезапно. Забавно, не правда
ли? Хотя по большому счёту ранним землепашцам можно было обходиться и без календаря, используя многочисленные природные явления и приметы, никак не связанные с небом. Ведь и современные крестьяне чаще пользуются реальными природными показателями, а не календарем, температурой почвы, прежде всего. Были,
правда, периоды в нашей недавней истории, когда природные показатели пытались
заменить постановлениями партийных органов: «Ударно закончить посевную к такому-то апреля». Исполнять решения партии, было принято рьяно. Посеять и всё
тут. Это ничего, что земля ещё мёрзлая, главное исполнить, а там хоть и травушка не
расти. А в древности, помимо прочего, в распоряжении наблюдательных людей были ледоходы, паводки, наличие или отсутствие дождей. К ним, очевидно, приспосабливались сельскохозяйственные циклы, вполне вероятно задолго до появления календарей. Первые же лунные календари на нашей планете появились, по мнению ряда учёных около 30000 тыс. лет до с.л. Ачинским жезлом, астрономическое назначение которого ни у кого не вызывает сомнений, пользовались северные племена (рай-
он г. Красноярска) за 18000 тыс. лет до с.л. Отмахнуться от этой находки, подвергавшейся неоднократной независимой экспертизе, затруднительно. А признание её
существования требует от официальной науки мужества и объективности. В этом
случае много чего надо пересматривать на уровне определяющих фундаментальных
понятий. Прежде всего, надо переосмыслить декларируемую из учебника в учебник
сказочку о не просветной темноте наших с вами пращуров. Весьма маловероятно,
что племена дошедшие своим разумом до изобретения календаря, могли внезапно
остановиться в своём развитии или бесследно исчезнуть с лика Земли.
Следует подчеркнуть, что метод искусственного «удлинения» и «сокращения»
временных промежутков широко использовался на протяжении истории человечества. Умышленно или по недоразумению путали лунные и солнечные месяцы, произвольным образом меняли понятие «месяц» на понятие «год» (например библейских
персонажей). Совсем недавно астрономы, подчёркиваем именно астрономы, а не историки, установили что в Месопотамии годы исчисляли кварталами, т.е. теперешний
стандартный год был равен четырём месопотамсим. Вот и простёрлась халдейская
история в четверо.
Древние Славяне считали, что всё в мире взаимосвязано и всё определяется числами. Тот, кто наблюдает за числами, у Древних Славян назывался Числобог. В
древних книгах сказано: «Наше летоисчисление не связано ни c Солнцами, ни с Землями, ни с Лунами, а связано с устоями Творца Единого, ибо Звёзды, Земли и Луны
убыстряют и замедляют свой ход, а устои Творца незыблемы и наблюдает за их соблюдением Числобог.
Область разумения по теме «Звёзды и Земли» являлась неотъемлемой частью естествоведения Древних Славян. Благодаря естественнонаучным данным в рамках
этого предмета мудрые Предки Славян могли не только предсказать какие-то события, но и пытались узнавать будущую жизнь человека, начиная с даты его рождения.
«Скажи мне, когда ты родился, и я скажу тебе, кто ты».
Звёздами у Древних Славян назывались светила, вокруг которых существовала
система, состоящая от одной до семи Земель (звёзд). Солнце − центральное светило,
вокруг которого по своим путям вращалось более семи Земель. Таким образом,
древние астрономы различали Солнечные Системы и Звёздные системы, если вокруг
Светила вращалось менее семи, или семь Земель, то это называлось Звёздной Системой, а в центре находилась − Звезда. Если Земель было более семи, то светило называлось Солнцем.
Землями назывались небесные объекты, не излучающие своего собственного света и вращающиеся вокруг центрального Светила. Например, система Ярило − Солнце имело 27 Земель или, как говорили, − тридевять Земель. Древние Славяне не
пользовались понятиями Планета, потому, в частности, что в переводе с греческого
«Планетос» означало − «блуждающая Звезда.
Малые планеты по греческой терминологии назывались Астероиды.
Лунами назывались небесные тела, вращающиеся вокруг Земель. Наша Земля, в
соответствии со славянскими представлениями, вначале имела две Луны, потом −
три, потом снова − две, а сейчас осталась одна Луна. Предание о трёх лунах осталось
в предании двух народов, в России и Индии:
• Леля с периодом обращения вокруг Земли − 7 суток;
• Фатта с периодом обращения − 13 суток;
• Месяц с периодом обращения − 29,5 суток.
На луне Леля, по ведическим преданиям, находилось 50 морей, т.е. она обладала
атмосферой. Леля была уничтожена Даждьбогом, потому что там собирались, по
преданиям, силы мрака с целью нападения и захвата Земли. Вследствие падения обломков Лели на Землю возник первый потоп.
Примерно 13 тыс. лет назад была уничтожена Фатта, один из осколков которой
упал в Тихий океан и поднял экваториальную волну, три раза обогнувшую Землю.
Именно в водах этой гигантской волны, по преданиям Древних Греков погибла легендарная Атлантида. Отсюда следовал негативный смысл числа 13, и словосочетания «фатальность − как предопределённость». Вследствие удара обломка Фаты земная ось наклонилась на угол примерно равный 360, потом он уменьшился до 220
Древние Славяне полагали, что Фатта была доставлена Богами от Земли по имени Дея. В древнегреческих мифах Фатта проходит под названием Фаэтон. Изолированные племена Южной Америки, Индокитая и Ближнего Востока до настоящего
времени свои календари строят на лунной основе, полагая период обращения Луны,
равным 7 суткам.
Небеса (там, где нет Беса) у Древних Славян назывались Сва. Славян Славян −
это пространства, где обитают Боги и Предки, т.е. светлое сообщество. Небеса контролируются силами света, а небо (там, где нет бога) контролируется силами мрака.
Всё, что пребывает на Землю, называлось Сварожичьем, т.е., прибывшим из Сварги
− светлого обжитого пространства.
Гигантский объём об устройстве отдельных элементов окружающего Мира не мог быть передан посредством обычных письменных образов, поэтому у Древних Славян информация передавалась в виде зашифрованных символов − Рун. Руна рассматривалась
как тайный образ. Самой первой руной была руна союза, или объединения. Сборник рун назвался − Коруна. Это был союз образов и
понятий. «За обладание Древней Мудростью и глаз не жалко отдать, ибо ведающий
руны, без очей зряч». Если руна «К» стоит вначале текста, определения или образа,
то она означает «вбирающая в себя», а если руна «К» стоит в конце⋅ то она обозначает одно из множеств.
Если к руне «К» добавить руну «РА», то в современном
прочтении получается слово «Кара». Однако руна «Ра» − это
сияние. Поскольку руна «К» стоит впереди, то
это сочетание уже обозначает как «собирающее свет», т.е.
образ, который не излучает. Древнеславянское название пустыни «Каракумы» обозначало образ пространства вбирающего, состоящее из родственных частиц (песка), вобравших
в себя свет. Родственность подчёркивалось понятием «кум», которое не потеряло
смысла и до настоящего времени. Слово «кумовство» обозначает людей, находящихся в родственных связях. В частности, в настоящее время, массу некоторых веществ, как правило, драгоценных измеряют в особых единицах «катах». Как считали
Древние Славяне, по способности собирать свет. Как видно наши предки мыслили в
большей степени не символами, а образами.